Цитадель. Газета Новосибирского ролевого движения

Сильмариллион или Экстрим

Рассказ о том, как на Сильме поиграли Люди вообще и я в частности.

Динка верно говорит: жаль, что на Сильмариллион-Экстриме так мало было наших. Потрясная была игра,
Офигительная, невообразимая...
После таких игр начинаешь понимать, что далеко, далеко еще до заката Ролевого движения.
Я была там мастером по людям. Нет, вот так: мастером по Людям... Ну, в смысле: не по эльфам. А по атани.
Которые выходили в игру на день позже и на двадцать километров дальше. Потому что по Профессору Люди проснулись, когда у Эльфов все было в разгаре. Да и проснулись они где-то на Востоке.
Так что пришлось нам идти на Запад.
(Кстати, этот вопрос: нафига ж мы премся на Запад не давал покоя ни нам, ни эльфям. И ответ на него (типа мастерскую фишку) вы узнаете в конце текста, ежели сочтете нужным его прочесть.)
Трудно рассказывать об игре тем, кто там не был. Но может быть они ощутят глобальность игры и ее красоту и порадуются за тех, кто там был.
А фотографии Посадника украсят сухой текст яркими расцветками одежд и природы.
Итак, с Богом... То есть с Эру!
Люди Пошли На Запад - судьбообразующая фраза эта означала следующее: нам указано Профессором 1) Выйти с Востока тремя родами; 2) двинуться на Запад; 3) прийти туда.
Все остальное отдавалось на откуп нам, любимым.
В процессе сочинения Идеи (модно именуемой Концептом) Люди все больше отдалялись от Эльфов, хотя ни те, ни другие еще об этом не подозревали.
Что придумалось
Вкратце концепция получилась следующей - Люди суть великие переделыватели Мира. Причем любого. Они получают максимум эмоций только через максимум действий. И действия эти во многом самоценны. Так что ежели Люди пришли и увидели башню, то они вряд ли будут на нее долго любоваться. Они скорее разрушат ее, а потом из камней соорудят что-то свое, доморощенное - вот тут-то и будет им максимальная из эмоций - Щастье. К которому мы, в общем-то и стремимся. Подразумевалось, что Люди будут постоянно деятельны. Что они будут ни разу не созерцательны. Что их будет переть на подвиги, каковым всегда место в жизни есть. И этим они разительно станут отличаться от эльфов, которые в основном строят. И от Темных, которые в основном рушат. Мы-то ага, ну - и то, и другое. Дуализьм, понимаешь! Диалектика.
Что получилось
Да это и получилось. Забегая вперед скажу: когда мне после игры показали остатки стен многострадального Минас-Тирита со словами: "А это мы разобрали стену и построили из нее наш корабль" я чуть не всплакнула. Вначале было Слово - и оно воплощено. Люди действительно разобрали уже готовое и создали нечто свое, еще никогда не виданное. И это было не запланировано, это вытекало из идеологии - и это было круто!
Нельзя не отметить, что деятельность и гоношливость практически каждого из нас присутствовали изначально - думаете легко собраться Человеком на Чисто Эльфийский Проект? Для этого нужна энергия и умение переть против течения. Так что энергетика у Людей присутствовала изначально. И действительно перла во все стороны. Люди очень, ОЧЕНЬ отличались от эльфов. И не только тем, что костюмы у нас были скромнее, словарный запас победнее, а видение Мира - попроще. Это отыграть нетрудно. Строй из себя тупого гопника и все дела. Но: Люди были еще и очень жадными на дело, на время, на чувства - над каждым из нас висел дамоклов меч. 72 часа игры и к тебе приходит смерть, даже если ты не лезешь в драку и не идешь в Ангбанд. Ты ВСЕ РАВНО умрешь максимум через 72 часа после выхода на Запад (а кое-кому из старейшин суждено было лишь 48 часов или даже сутки). И в этой обреченности таилась еще одна причина того, что мы ДЕЛАЛИ, а не разговаривали, СТРОИЛИ, а не пели, РЕШАЛИ, а не рассуждали.
Они и мы
Да! Мы были другими - с точки зрения эльдар. Мы были ненормально упертыми и принятое однажды решение выполнялось БЕЗ сомнений и размышлений. "Мужик - не эльф, сказал - сделал!" Слова "тормоз" у нас не было. Его заменил термин "тэ-эле-е-е-ри-и!". А пафосность эльфов выражали мы словечком, которое произносилось с жестоким сарказмом и пародией на реверанс: "Извольте оттрапе-езничать!" – именно так пригласили диковатых людей встречавшие нас эльдар.
Мы поражались их умению болботать часами. Нам странным было их длинное приветствие "Айя! Вначале был Эру Единый...". Мы не без иронии пересказывали их однообразную байку с уточнениями: "А потом они в Доме-Где-Все-Есть развели два больших и ярких костра. Только те, зеленые, сказали, что костры были разные и их не не дровами топили. - Ну, раз большие и не дровами, тогда, значит, один из торфа, а другой из кизяка". Эту историю очень любили мы рассказывать эльфам, особенно умиляясь тому, что некоторые не знали, что такое кизяк.
Вообще стык культур - это было очаровательно. Мы не врубались, что такое "эльфийская дева" – "Какая ж ты девка, ну, если у тебя муж есть, ага? Вот кабы не было, тогда "дева" – или он у тебя на это самое не способен, что ты в "девах" по сю пору?"
"Плодом его дум стали айнур" – а, ну понятно. Это он головой рожал. А че, ну, ага, бывает!"
"Старшенький - он почему такой непутевый? Просто пороли мало, когда поперек лавки лежал, а потом поздно стало. И жены ему не дали. А вот была бы жена, поучила бы маленько скалкой, в ум бы и пришел!"
И в ответ на снисходительное любопытство мы демонстрировали пренебрежительную осторожность (Ну, типа ага, мало ли чего от них ждать!).
Впрочем, к счастью, немало было эльдар, которые относились к нам, как к равным - просто другим - и мы платили таким восхищением и стремлением помочь. Бритомбар и Галадриэль тому пример.
А еще я в нее ем!
Баек было множество. Ребят как прорвало и сказки, притчи, байки, идеи просто реяли повсюду. Мы познавали мир и толковали его как попало и кто во что горазд.
"Сперва был Светлый Господин. Он создал все. И взял жену. А тут появился Темный господин. (на этом месте эльфы приготовлялись слушать "людское изложение Сильма), А тут р-раз! Темный господин проглотил Светлого - хам-хам - и съел!!! И стало темно. А жена Светлого Господина пришла к темному и р-раз его в дычу! Он хлебальник-то разинул, Светлый Господин и выскочил. И теперь каждый день через небо гуляет. А Темный господин его глотает. А потом приходит жена и р-раз! По хлебальнику! И Светлый господин опять все освещает. Да вон они!" - и рассказчик тычет пальцем в небо, иллюстрируя нашу местную солярную теорию. Легенды разных племен (отдельно халадинов, отдельно лоссотов, отдельно марахов или дарвингов) составляли то самое пестрое одеяло, которое так цветисто смотрелось на строгом полотнище "Сильмариллиона" – религии эльфов.
Мы ведь развивались не только в плане материальной культуры. Мы ведь еще и думали. И сравнивали. И делали выводы.
И потому, кстати, в силу многообразия верований придумалось слово "религия" – как совокупность знаний одного из народов. И кротко увещевали мы эльфов, приходящих со своеобычным зачином "Айя! Вначале был Эру..." расуждениями о том, что это ага, ну, ихняя эльфья религия. И когда те протестовали, что "они ЗНАЮТ", мы тоже говорили "Да вот и дарвинги ЗНАЮТ про своих предков, как они сейчас на небе костры жгут и нам путь освещают. Это ваша вера, вот и верьте! И другим не мешайте верить.
А еще наши мудрецы размышляли о механизме целеполагания ("Ну, типа придумал-сделал. Но вот откуда эта "придумка" возникает, а?", об иерархии ценностей ("Оно, пожрать важно. И бутылка коньяку - важно. Но корабль важнее. И бутылка коньяку выливается в озеро, чтоб дождь не кончился и орки до нас не дошли. Так почему корабль важнее?")
А еще мы изобрели поэзию.
Любовь-морковь
Так ведь и любовь у Людей была деятельная. Сперва простая как валенок. Вот собираются род Мараха, род Халет, род Беорингов и идет расхваливание парней. Потом похвалы девушкам. Потом старая Аданэль сводит двоих самых лучших и это – судьба. И между ними сразу немедленно возникает любовь.
А то, что Биг Берд с утра влюбился в девушку, которая отправилась в Ангбанд и пропала - это, увы, не важно. Она, конечно, может и жива, но лить слезы, а тем более топать, бросив дела, на верную гибель - не в тему. Поскольку нужна семья. И потомство. А все эти сантименты и брожения под луной - некогда! Надо жить, надо действовать, надо рожать детей. И Биг Берда вечером сосватали и тут же оженили. И получилась прекрасная семья. Впрочем как и абсолютно все семьи, появившиеся на игре. Потому что простая, незатейливая любовь очень прочная.
Но если бы все было так однозначно!
Мы ведь росли не только материально. Не только интеллектуально. Люди менялись и в эмоциональном плане. И у нас тоже появлялась Любовь.
Берен. И его Лютиэнь. Это классика, о ней не говорим.
Но наш Белгор - которому надлежало продолжить род и срочно "родить" эльфинита Эарендила. Я сама неосмотрительно показала ему незамужнюю красавицу из Бритомбара. Кто ж знал, что она - майа?! Раньше, когда Люди были совсем простыми, ему можно было велеть и продолжить род с какой-нито другой девой.
Но Люди становились сложнее. И абстрактные понятия все чаще входили в нашу жизнь. И Белгор полюбил так, что уже никакие незатейливые рассуждения не работали.
И до тех пор, пока не добился он своей суженой, он не успокоился. Все-таки он был Человек. Задумал - достиг - и стал счастлив.
Спешить!
Люди спешили - и в считанные часы возникали у нас идеи, которые воплощались в конкретных делах. "У них ага, ну, типа короли. А мы так себе, ага! А ну мы тоже ага! Мы и сами ничего себе! Мы и тоже можем князьями быть!" – этого нехитрого соображения вполне хватало для всплеска энергии и глядь-поглядь! Люди создают свое княжество, где великим князем становится Марах с женою Халет.
"Ну, нам типа ага! Корона нужна!" - и на коронации появляются целых четыре короны - хватило и князю, и княгине, и наследнику-Турину, и его избраннице. Потому что достать корону - это тоже подвиг.
"Нам нужен флаг!" – и никто никого не подгоняет. Мгновенно достаются запасы тканей и через два часа возникает нарядный, точно сделанный до игры флаг с морской гладью и корабликом. Он дошивается за три минуты до коронации и гордые девчонки держат его - они придумали это и воплотили, и получили то самое Щастье. Ведь это же подвиг!
Вообще идея Подвига как самой необходимой вещи царила среди Людей. "Вставайте, граф! Вас ждут великие дела" – своеобычная присказка. "В жизни всегда есть место Подвигу!". "Кто не делает, тот не ест!" – все это работало и работало классно.
Некрупным подвигом считалось любое деяние. Даже с утра сходить на охоту за зверем сушняком - это доблесть. И чем крупнее зверь-сушняк, тем больше почестей мужчине. "О!Какой рогастый! Какой ногастый!" – радовались женщины, глядя на стволы, притащенные парнями издалека на одном самолюбии. Да ведь и тетки не плошали. Такой обильной и вкусной хавки давненько не видела я на играх. Ведь накормить работников - это тоже подвиг. Особенно когда ведро борща и ведро кофе с коньяком надо тащить к Бритомбару, на побережье – под дождем и по грязи. Но ведь таскали! И кормили! И расцветали от похвал и влюбленно смотрели на тех, кто не покладая рук вкалывает, рубит, строгает, режет весла.
Деяния
Я была в основном в своем лагере. По обязанности старейшей мудрой женщины. И подвиги Людей в Белерианде доходили до меня в виде слухов.
И слухи эти были прекрасны.
Вот кто-то из халадинов (Хальдин) решил себе встать за Галадриэль - и погиб за нее. Вот Олика решила помочь Старшенькому (Мелькору), выйдя за него замуж - и сгинула в Ангбанде. Вот Берен влюбился в Лютиэнь и отправился за Сильмариллами. Эолов меч оказался у нашего Белгора и он вышел сражаться с драконом и барлогом - и сразил их. Бешеный Дед под дождем, без сна и отдыха строил корабль и ему помогали не только наши, но и эльфы, которых заразил он своим порывом. Вот двое дарвингов идут к Мелькору и Брайн "писает кипятком" – по словам брата Жана и готов им отдать все, что они потребуют.
Не было единого строя людей - были личности. Которые, тем не менее, чувствовали со спины железобетонную поддержку своих - атани.
И личности эти взрослели.
Я помню, как первые часы мы обживались в этом мире и все, все, все было любопытно (бедный Финрод! Он столкнулся с толпой взбудораженных шестнадцатилетних юнцов).
Я помню день, когда основная часть атани становилась взрослыми (да, это происходило всего за день) - и я видела, что они - практически все! - избирают себе Путь и идут по нему. Я видела, как они гибнут на этом Пути, жертвуя собой.
И Лорина идея о том, что люди - это дети, которые взрослея, становятся умудреннее эльфов, состоялась. Люди могли жертвовать собой не потому что похищены были их сокровища или убиты братья, а потому что они понимали нужды этого мира.
И Эарендил отправился в Валинор на только-только доделанном паруснике не для того, чтобы протоптать тропку в Дом-Где-Все-Есть (хотя изначально корабль задумывался для этого) а для того, чтобы валар спасли этот мир.
Про себя
Ужасно мне нравится все, что люди понаделали! Я действительно счастлива! Честно говоря, я и по жизни придерживаюсь веллеровских теорий о Счастье как о максимальной эмоции, для достижения которой ты совершаешь максимум того, на что способен. И потому наши ребята, которые ПОСЛЕ игры рассказывали, как их прет, какие действия насовершали они на тех же "Картах" или ХИ да и просто в жизни, вызывают у меня огромное наслаждение. Я не могу не гордиться тем, что впалив всю свою энергию в этих людей, смогла увидеть результат, воплощенный в деяниях.
Большой секрет для маленькой...
И теперь, наконец, я раскрою секрет: ЗАЧЕМ все-таки люди поперлись на Запад
Да потому что на Востоке их накрывала Тень (см. Атрабет). И она искажала Людей.
Чтобы исказить эльфа, надо многое. А чтобы исказить сущность человека, надо просто СДЕЛАТЬ ЕГО ПОТРЕБИТЕЛЕМ. То есть сделать так, чтобы у него все было и ему уже ничего не хотелось. И он перестает существовать как Человек, то есть как великий переделыватель природы. И таким образом Люди также становятся пленниками Моргота - ведь если он развратил их "халявой" (очень страшное слово!), то вскоре они не смогут без него обходиться. И все! И кирдык Людям как детям Эру.
Собственно от этой судьбы и бежали мы прочь, на Запад.
Вот такая мастерская фишка.


Напоследок, по доброй традиции - благодарности.
Спасибо вам, Люди! И лоссоты, и марахи, и дарвинги, и халадины, и беоринги. Вы и впрямь доказали, что этот мир создан для Людей. Арчер, Птах, Тинка, Рутвен, Кеша, Гриф, Странник, Кир, Олика, Огонек, Лара, Хальдин, Затрас, Таннииквэль, Лоулесс, Дед-Лоссот - вы такие молодцы!
Спасибо Бритомбару вообще, Келегу и Эарвинг в частности - они показали въявь спокойствие и мудрость эльфов (и майа).
Спасибо брату Жану, Барбусу и МинКау - они помогали существовать в рамках мастерских задумок
Отдельное спасибо Ангбанду - Брайну, Тони, ГенГенычу, Море, Рыжему Саксу - вы мастерски обозначили Тьму и без вашей игры (игротехники) все было бы СОВСЕМ не так.

А напоследок:
Спасибо, Лора! За тот образ, который у тебя возник и который мы посильно пытались воплотить. За уникальность Игры этой и всех твоих игр. За реальные походы, за реальные лодки, за реальные переживания. За то, что ты вложила в Игру столько сил и энергии. За плиту на вершине горы. За то, что ты не получаешь с нас валюты. За то, что ты до сих пор не бросила это хлопотное и ужасно неблагодарное дело.
Не покладайте стараний, маэстро...
Еля