О проекте Синтари
 

Цель данного текста — представить всем заинтересованным лицам проект «Синтари», который занимается разработкой виртуальных ролевых игр.

Прогресс, как известно, на месте не стоит. Без неуклонного продвижения к светлому будущему даже самое полезное начинание через некоторое время начинает издавать характерный аромат и приобретает вид, не совсем идентичный товарному.

Мы не берем на себя смелость возвестить всему миру о том, что «мы знаем, как надо», мы всего лишь предлагаем свой вариант видения виртуальных РИ и наши разработки в этой области
     
Группа СИНТАРИ: виртуальные ролевые игры
 
Система Статьи Трейлеры Форум О проекте Ссылки
   
   

Процессы, которые претерпевали виртуальные ролевые игры, можно считать своего рода эволюцией: узкоспециализированная D&D-система, предметно расширенные Shadowrun, Star Wars RPG, монстры на все случаи жизни GURPS, упрощенные модули Fusion, Action System. Однако многие системы РИ содержат алогичные или противоречивые правила, которые способствуют возникновению разного рода спорных ситуаций. В процессе эволюции был выработан один-единственный механизм, способный относительно урегулировать ситуацию. Это незабвенное «Мастер всегда прав», даже если фактически его волевое решение и противоречит логике, здравому смыслу, анатомии и законам термодинамики.

Кроме того, материалы по наиболее современным вариантам РИ широкая российская аудитория может лицезреть прежде всего в сетевом варианте и чаще всего на английском языке, что не способствует усвояемости продукта. Конечно, и в родном отечестве за последние годы таки появилось несколько систем РИ на русском языке, однако по большей части это упрощенные и /или переработанные клоны более известных западных систем. К тому же, чаще всего они ориентированы в на конкретную узкую область сюжетов и в иных случаях неприменимы в принципе.

Все эти обстоятельства и подвигли весной 2001 года группу разработчиков систем РИ из Новосибирска на создание проекта «Синтари». Проект и работает над созданием современной системы виртуальных РИ с учетом вполне определенных требований. Вкратце это простой набор логически непротиворечивых правил, которые могут быть задействованы мастером с любым уровнем образовательной подготовки. Другое важное условие создаваемой системы — архитектура правил, которая позволила бы конкретному мастеру выбирать и использовать для игры только ядро и необходимые конкретно для его сценариев модули системы. При этом структура правил и модулей должна давать возможность их расширения без нарушения общих принципов построения системы.

Во избежание терминологической путаницы, официальным языком разработки проекта был избран русский.

Система Синтари состоит из двух основных взаимосвязанных разделов: набора технологических правил разработки и проведения ролевой игры (руководство игрока, руководство мастера) и набора математических правил, предназначенных для контроля над игрой. Эти компоненты являются незаменимым (однако легко расширяемым и модифицируемым) ядром системы.

Остальной компоненты системы Синтари являются элементами расширения, т.е. без них можно свободно обойтись в любой конкретной игре, или, наоборот, использовать неограниченное количество таких расширений. Такой подход требует, безусловно, логичности и соблюдения некоторых интерфейсных правил при разработке новых расширений.

В качестве примеров подобных расширений можно привести:

  • Наборы правил и описаний для различных типов РИ: НФ, фэнтези, супергерои, киберпанк, военные приключения, аниме, историческое моделирование, шпионский детектив и др.
  • Конкретные сюжеты, кампании и миры, разработанные под системой Синтари.
  • Расширенные наборы правил, описывающие нестандартные ситуации или расширяющие базовый набор: стратегические операции, морские сражения, интимная жизнь, магические искусства и т.д.
  • Справочные материалы, полезные мастеру или игрокам, содержащие описание различных объектов, свойств, законов и эффектов (оружие и броня, средневековая экономика, астронавигация, медицина) в терминах, привязанных к системе Синтари, но не зависящие от конкретной кампании или сценария (многое в разработке).

Авторы проекта полагают, что основным критерием успешной ролевой игры является ее интересность для мастера и игроков. Этот критерий, в свою очередь, является суммой нескольких факторов, перечисление и описание которых заслуживает отдельной статьи. Главными же факторами следует считать художественную ценность игры и активность играющих.

Если мы определяем РИ как искусство, то художественная ценность подразумевает знания определенных канонов РИ и умения владеть этими канонами. К таковым канонам относятся: драматизм фабулы РИ (возникающие сюжеты и ситуации, которые заставляют всех участников испытывать к игре неослабевающий интерес); логичность и достоверность игровых действий, а характерное для искусства вообще отождествление вымышленных ситуаций и персонажей с реальным жизненным опытом участников; эффектность и динамичность игровых событий. Технологические правила Синтари рассматривают как инструменты для реализации художественности в РИ, так и методы предотвращения наиболее частых ошибок, возникающих на этом пути.

Игра не может быть качественной, если игроки занимаются исключительно медитацией на заданную тему. Вся реализация Синтари направлена, в частности, на сохранение игровой активности участников. Мастеру не нужно предаваться долгим расчетам или чтению определенных разделов правил при использовании математической системы. Большинство ситуаций, требующих использования математических правил, решается за один бросок. Везде, где это возможно, правила охраняют любого играющего (игрока или мастера) от произвола других участников игры. Конечно, существует мнение, согласно которому мастерская воля якобы «усиливает художественное впечатление», однако на самом деле мастерский произвол порождает у игроков ощущение полной зависимости действий их персонажей от воли ведущего.

Технологические правила содержат технику и методологию описания расширений для Синтари, что делает эти самые расширения совместимыми друг с другом и с ядром системы. Для полноценной работы системы Синтари в минимальной конфигурации требуются: базовое руководство по системе, два обычных игральных кубика и письменные принадлежности по числу участников игры. Минимальный состав группы, принимающей участие в сеансе РИ — один мастер и один игрок.

Разумеется, группа разработчиков уже неоднократно сталкивалась с активным недоумением по поводу того, «зачем же это все-таки нужно, ведь есть же такая классная вещь как (A)D&D (GURPS, Fusion, и тэдэ, нужное подчеркнуть). Это отдельная песня, и она будет исполнена как-нибудь в другой раз.