D&D это вред!!!
     Достоинства "дэнжена"  (от  англ.  игры  "Dungeons and Dra-
gons",  так это произносит Баграт, а теперь и все остальные) не-
перичислимы. Я и не собираюсь их перечислять. Гораздо важнее то,
что при всех своих достоинствах,  игра в  "дэнжен"  имеет  массу
очень существенных недостатков. Я на практике столкнулся с ними,
когда я и многие мои знакомые (и даже незнакомые,  из других го-
родов) начали "огребаться по полной программе".
     Наиболее явный недостаток - это быстрое привыкание и  трата
огромного  количества  времени.  "Народ,  а вы не замечали,  что
"дэнжен" это как наркотик?" (Кажется,  это Баграт сказал,  но  я
готов  сам подписаться под этими словами.) Каждый игрок или мас-
тер не раз сталкивался с проблемами недовольства родителей,  со-
седей, отсутствием свободного места, времени и т.д., особенно во
время сессии или еще чего-нибудь подобного. Я знаю немало людей,
которые вылетели из универа из за слишком частых игр в D&D. При-
выкание наступает быстро и непоправимо. Круг интересов таких лю-
дей сужается. И любой разговор с таким человеком рано или поздно
выливается в описание того, "как они грабили сокровищницу, а тут
прилетел дракон,  дыхнул, половина не выкинули, маг зафаерболил,
а тот с грохотом положил,  зато жрец дозвонился до Сэма, который
посоветовал свалить, после чего все сели на черного бертхигера и
под видом летающего бельевого шкафа свалили."
     Ролевые игры  вообще и D&D в частности,  являются мощнейшим
психологическим инструментом, даже оружием, которое в руках нео-
пытного  или  злого  человека может дать необратимые последствия
для психики. (Тут я, конечно, загнул, но это факт.)
     Примерно это  происходит,  когда новичок поиграет некоторое
время. Все! Его сознание закостенело (в этой области), возникают
некие  стереотипы  его  игры,  которые очень не просто изменить.
Возникает группа людей,  влияние на  которых  оказывает  "дэнжен
мастер".  И  чем  больше человек он "водит",  тем меньше и более
редко возникают новые идеи или стили игры.  До сих пор ни кто не
может  придумать пристойных правил ведения боя.  Как был базовый
вариант с КД и кубиками,  так и остался, практически без измене-
ний.  Хотя  о  том,  что эти правила не совсем корректны и плохо
отображают реальность большинство уже догадалось. (Еще более пе-
чальная ситуация возникла с боевыми правилами на полевых играх.)
     Вообще говоря, "дэнжен" развивает в людях жестокость. Игро-
ки учатся решать все проблемы с помощью меча. А уж если вдумать-
ся в смысл фразы "мне еще трех таких мужиков до уровня не хвата-
ет", то нормальному человеку должно стать плохо.
     Еще хуже,  когда в полевой игре начинают применять  приемы,
которые хорошо работают б настольной игре. Тогда возникают такое
штуки как рост воинов по уровню за счет поединков, или существо,
с классом доспеха 8,  тогда как максимальный класс удара, с уче-
том всякой магии, 5, т.е. такого монстра убить оружием невозмож-
но.
     Кроме того,  после какого-нибудь удачного "вождения" группы
новичков, возникает большое количество новых мастеров, да таких,
которые не то чтобы базовый D&D не читали,  они не  видели  даже
карточек  с  монстрами  из  заколдованной страны (редкостная га-
дость) или записок любого другого мастера. Такие мастера сталки-
ваются с большим числом проблем, чем они подозревали. Они их ли-
бо игнорируют,  либо пытаются решить методом проб и ошибок.  Что
приводит,  как правило,  либо к чему-нибудь уже найденному, либо
уводит в сторону и не дает результата.
     Таких примеров  "темных сторон дэнжена" я могу привести еще
много.  Но я надеюсь,  что уже посадил в вас зерна сомнения, и в
следующий раз, когда у вас появится возможность поиграть в "дэн-
жен" вы подумаете:"А стоит ли мне сегодня играть?"
                                                18.07.94 Эрл