Как сшить хорошее\красивое\шикарное платье (нужное подчеркнуть)...

- Что вы собрались делать с портьерами мисс Эллин?..

- Беги наверх и неси коробку с выкройками, будем шить мне платье!

Неточная цитата из "Унесенных ветром"

Предупреждение: Мужчинам со слабыми нервами читать не рекомендуется.

Заранее хочу сказать, что шить почти не умею, научилась уже в тусовке, на заказ ничего не шила и в истории костюма разбираюсь весьма относительно. Но после прошлого СибКона-2002 появилось куча платьев с кринолинами, и я поняла, что изрядная доля ответственности за внесение этой моды в девичьи умы лежит на мне. Поэтому, ориентируясь на тех, кто шьет так же плохо, как я, хочу подробно описать, как именно я шила два самых шикарных из своих платьев (для тех, кто их видел - зеленое 18 века и желтое 19-го, демонстрировались на СибКонах 2002 и 2003 соответственно). Зеленое есть на фотографиях... Возможно, кому-то это поможет.

Писалась статья урывками на работе, могут быть проблемы со стилем, приношу извинения заранее.

1. Выбор фасона.

Зеленое: Я точно знала, что хочу именно это - 18 век, рукавчики с рюшечками и декольте. Потрясающее однообразие деталей кроя и отделки платьев того периода (корсаж, квадратный вырез, рюшки по переду лифа и т.д.) были подсмотренны в фильмах "Фаринелли-кастрат", "Тот самый Мюнхгаузен" и французкой книжке "История костюма".

Желтое: Романтизм, пышные юбки, кружева, короче, платье "как у Скарлетт". Соответственно, фильм "Унесенные ветром". Еще такие есть в немецкой трилогии про Елизавету - "Прекрасная принцесса", "Любимая императрица" и т.д.

Тут рекомендация одна - смотрите фильмы и книжки, если можете их достать. Всегда лучше подбирать ткань под фасон, а не наоборот.

2. Ткань и метраж.

Я всегда считала, что если тратишь на ткань тысячу, то лучше оторвать от сердца и заплатить 1200, увидев то, что по душе, чем сэкономить и купить тряпочку типа "сойдет". Не та это экономия, честное слово. Если подбираете разные цвета, то к этому нужно отнестись предельно тщательно - таким образом можно как добиться обалденного эффекта, так и испортить все. Тоже с фактурой - если матовое с блестящим сочетается почти всегда выгодно, то тяжелая ткань с легкой когда как.

Теперь о качестве - лучше та, что не мнется. Втихушку это можно проверить, потискав в магазине краешек образца. Сжать в кулаке и отпустить. Результат - именно так будет выглядеть ваша юбка, тщательно выглаженная дома и вытащенная из рюкзака на игре или коне.

Примерно из лично опыта: мнутся - все х\б, атлас, некоторый искусственный шелк. Не очень - креп-сатин (блестящий), креп (матовый), габардин, спандекс.

Теперь о метрах. В принципе, платье в стиле "фэнтнзи" можно сшить и из двух метров. Но я пишу о своих, а они на кринолине. Здесь принцип - чем больше, тем лучше. Кринолин смотрится паршиво, если юбка натянута, как барабан. Нужны складочки, или вообще не надевайте этот каркас.

Итак:

Нижняя юбка (самая нижняя) - на мою ушло 13 метров белого мадаполама (тонкий ситец) при ширине оного 80 см.

Самое платье: зеленое - 6 метров ярко-зеленого атласа (да, я покупала этот жуткий мнущийся атлас, и маюсь до сих пор) про ширине 150 см на нижнюю юбку (не путать с самой нижней) и 4 метра темно-зеленого при ширине 110 на лиф, рукава и верхнюю юбку.

Желтое - досталось мне уже частично раскроенным, но метров 6-7 там тоже было. Итого - вместе с самой нижней :-) около 20 метров на платьице. Это не так жутко. Шьешь шикарное платье, учись мыслить масштабно и глобально.

3. Шитье. Начинаем снизу.

Прежде чем делать выкройку и шить, нужно определиться, на что мы платье будем надевать. Ясно, что на себя, любимую, но я имею ввиду, предполагается ли корсаж\корсет и кринолин. Что это такое и где берут:

Корсет - у меня такого нет, и где взять - пока только наметки. Имеется ввиду правильный, плотный, с изогнутыми косточками и шнуровкой, утягивающий где надо и т.д. В итоге зеленое шилось в расчете именно на корсет, но пока был сделан корсаж.

Корсаж - лучше на косточках. В зеленом он у меня отдельно, в желтом - вшит прямо в лиф, это было удобнее. Его цель - держать грудь. А так же, чтобы лиф не моршился и спина колесом не гнулась. Косточки берутся в швейных магазинах, но можно обойтись и без них. Как я его шила, подробнее напишу в разделе "Шитье. Лиф.".

Кринолин - берется в свадебных магазинах, салонах "Свадебные платья на заказ" или у родственниц\знакомых, недано вышедших замуж. Имеет следующие параметры - диаметр самого нижнего обруча (стандрт везде 1м 20 см, но говорят есть где-то 1,5 и даже 1,9) и количество этих самых обручей - 3, 4, или 5 штук. Если есть выбор, берите тот, где обручей больше - форму такой кринолин будет держать лучше, а цена, как правило, не очень отличается. Ходить в нем удобно, если приноровиться. Кавалеры тоже могут не держаться на пионерском расстоянии, т.к. обручи из пружинной стали и легко гнутся. Кстати, темные продавцы в свадебных магазинах не всегда знают, как это изделие называется, и именуют его "подъюбник на кольцах".

Если с кринолином совсем туго, есть вариант на тканую основу нашить много оборок из жесткой сетки. Если правильно рассчитать форму (каждая верхняя оборка должна перекрывать предыдущую и доходить до низа), то получится очень пышно и стильно, правда, ходить не так удобно.

Есть кринолин или нет, в любом случае рекомендую начать с нижней юбки. На нее я покупала х\б (мадаполам или ситец). Мнется - не так страшно, зато дешевле и можно накрахмалить.

Нижняя юбка - необходима, а) чтобы не просвечивали обручи сквозь платье, б) для пышности, даже если обручей нет и в) для понта во всех случаях. Нижняя юбка - наше все. Именно стоя в ней, в оборках до пяток, можно гордо сказать мужику "Уйди, я не одета!". Другой плюс - ее можно иметь одну под все платья.

Диаметр кринолина у меня стандартный - 1,2. Я посчитала длину окружности и длину самой юбки и сделала так - от 13-метрового куска отрезала четыре детали по 1.00 длинной - (моя длина юбки) а потом сшила их вместе по кромочным. Ширина была 80 см, то есть получилась прямоугольная юбка шириной 3.60 и длинной метр. Оставшиеся 9 метров были пущены на оборки, по всей высоте юбки. Их у меня пять штук, верхняя слегка перекрывает нижнюю. Это - минимум. Если есть деньги и терпение (ангельское, я свою шила три дня), лучше сделать попышнее, чем у меня. Оборки я собирала на нитку, прострочив максимальным швом и пришивала, подогнув только нижний край. По хорошему оборки можно отделать шитьем или кружевом (а можно только две нижних... которые видно из под подола).

Сверху я подогнула для завязок (или резинки, но завязки стильнее) и, как умная и практичная девочка, сделала еще одну кулиску, пониже. На случай, если буду носить юбку без кринолина, тогда она должна быть покороче.

Потом я сшила корсаж под зеленое платье (см. описание ниже), застегнулась, утянулась и только после этого начала снимать мерки для выкройки.

4. Выкройки.

Это проще, чем кажется. Неоценимый источник выкроек для лифа - журнал "Бурда". Ищете там любое обтягивающее платье и передираете выкройку. Вырез, декольте, это все можно сделать и переделать потом. Главное - вытачки. Если фигура принципиально видоизменена корсетом (на моем зеленом, например, намеренно уплощена грудь), или нет "Бурды", то нужно лезть в книжки типа "кроим сами" или в мамины подшивки "Работниц" и "Крестьянок". Там есть чертежи и рассчеты, как под любые, даже наши "дикие" мерки построить лиф. Это сложнее, чем "Бурда" и требует миллиметровой бумаги, линейки, угольника, карандаша, резинки, и трех часов лишнего времени. Я, например, в такие моменты начинаю ощущать себя авиаконструктором. Там же берется выкройка рукава, если они нужны (рукав -"фонарик" можно вообще кроить на глаз).

5. Шитье. Лиф.

Потом лиф выкраивается (я из параноидальных соображений оставляю запас) и сметывается, а далее уже по фигуре подгоняем все лишнее и недостающее. Если ткань тонкая, необходима подкладка, х\б. Если на платье вшитый корсаж, то это она и есть, а если корсажа нет, то по той же выкройке делаем и подкладочку. Она и на кожу приятней ложится.

Корсаж. Я выкраиваю его по той же выкройке из х\б, но всех деталей ровно в два раза больше, так как изделие двойное. Точнее, я распарываю наметку на подогнанном по фигуре лифе и крою четко по ней. Если лиф платья не "шестиклинка", то есть, швы вытачек и талии прерываются, то придется для корсажа делать отдельную выкройку. Именно шестиклинку, он же "принцесса". Это принципиально, чтобы было, куда косточки вставлять. Швы делаю "бельевые", на них нужно оставлять больше запас, но в итоге они выглядят, как кулиски, в которые и вставляются косточки (кто не понял, о чем я, пусть рассмотрит дома простыни и пододеяльники, они как раз сшиты "закрытым", "бельевым" швом). Сшиваю все, кроме центральной детали. Тут, внимание - ноу-хау, производственный секрет. Мне нужно было ее максимально уплотнить, с целью опять-таки держания груди (я люблю декольте).

Беру обе детальки переда (центральная деталь, между грудными швами) и прострачиваю их на машинке сверху вниз, длинными строчками с расстоянием между соседними не менее 3 мм в самом узком месте. Сверху и снизу швы просто закрепляю, обрываю нитку и строчу следующий. Потом толстую леску "змейкой" пропускаю по получившимся "кулискам". Можно даже два раза. И уже прямо по леске строчу все это поперек, опять-таки до самого низа. Получается плотная вставка, которая вместе с грудными косточками очень хорошо все держит (у меня, кстати, вообще не было грудных косточек, а лиф держался даже без плеч).

Возможно, кто-то рискнет поробовать так весь корсаж просточить, пусть потом напишет о результатах.

Если корсаж предполагался вшитый, что имеет смысл только в платьях с открытыми плечами (то есть без плеч), то после этой стадии прямо на него надевается отстроченный лиф и пришивается обтачками.

Лиф. Тут нужна отделка. Лиф больше всего бросается в глаза, и лучше сэкономить на отделке юбки, чем на нем.

На зеленом платье я использовала красивый лоскуток зеленой с золотом парчи для передней вставки. Вообще, вставки из гармонирующей по цвету ткани могут придать платью больший шик и подчеркнуть фигуру. Так же я использовала капроновое кружево (только его пришлось подровнять по краю) и рюшечки из бледно золотой парчи "диско". Так же на отделку идет тесьма, бантики (лучше обшить их кружевом) и розочки из ткани), смотря какой фасон.

5. Шитье. Рукава.

На желтом рукавов не было в принципе. Была конструкция из гипюра, уложенного в драпировку шифона и семи желтых роз. Чтобы можно было хоть как-то поднимать руки, по бокам я вшила внутрь два кусочка широкой резинки. Но это вариант сгодился только из-за драпировки - чуть растянется, или чуть соберется, постороннему глазу не видно. Если нет драпировки, лучше такое не делать, сморщенная ткань испортит все.

На зеленом рукава были классические для того времени - узкий сверху и пышные оборки внизу. Они кроились в три слоя, круглыми деталями (такое мини-солнце), повторяя "слои" платья - самый нижний из х\б, обшитый кружевом, тем же, что и лиф; средний из ярко-зеленой ткани, обшитый рюшечкой из золотой парчи и верхний из темно-зеленой ткани, как и остальной рукав. Это слой я подняла и заколола розочкой. В итоге рукава, чуть ли не самое лучшее, что на этом платье есть - от вороха кружева создается ощущение пены.

6. Шитье. Юбка.

Апогей нашего платья. То, куда мы угрохаем основною массу ткани. Значит так...

На зеленом юбка была простая. Я взяла те 6 метров ярко-зеленого атласа, обрезала с одного краю (ширина была 150 см, что как длина юбки мне никак не подходило) и сшила из оставшегося широченную прямую юбку. Собрала на сборку по талии - вот и все. Так же сделала верхний, темный слой - только его я не зашивала впереди и собрала сзади фестонами.

Тут маленькая деталь - на платье без кринолина (или очень пышной нижней юбки) такие широкие прямоугольные юбки смотрятся так себе. Лучше шить солнце, полусолнце и т.д. Но если есть кринолин, то от талии должны уходить складки - это гораздо эффектней и красивее (и ваша юбка не похожа на абажур).

На желтом у меня юбка была раскроенна солнцем. По-счастью, она оказалась длинновата, и подрезала я ее по внутреннему краю, а не по внешнему, опять-таки, чтобы складок на талии было больше.

Отделка юбки дело стоическое и муторное, потому как нижний край на хорошем платье метров 6. Зеленое я украшать не стала, не по эпохе это было, только фестоны закрепила розами и листочками. Желтое как раз наоборот - там по низу идет широкая полоса гипюра. Сразу скажу - пять дней на пришивание. Ленивым лучше не заморачиваться.

Отдельным вопросом стоит длина юбки. Оба мной описываемых платья - бальные, поэтому для меня решение было однозначным - в пол. То есть, когда я стою в туфелках, край юбки на два сантиметра выше пола. Очень плохо смотрятся слишком укороченные платья. Лучше лишний раз подол постирать. На полигонных эта величина более демократична, хотя я всю "макарену" проходила в длиннющем платье из светло-голубого габардина и не так уж оно испачкалось.

7. Маленькие дополнения.

Панталоны - мелочь, но необходимость. Танцуя вальс или спускаясь по лестнице вы приподнимаете юбку за обручи... и все видят ваши голые коленки. Панталоны я шила как шароварчики, с оборкой и кружевом внизу. Мило и пристойно. Для желающих иметь штабеля поклонников - у нас не 19 век, ценности поменялись, и на мужиков часто панталончики производят гораздо более убойное впчатление, чем ваши привычные голые ноги.

Веер - если он не под цвет, то с каркаса можно ободрать тканевую часть (имеется ввиду не деревянный и не костяной веер) и приклеить свою тряпочку (например из обрезков от платья). По верху отторочить кружевом или пухом.

Маска для карнавального варианта - делается из папье-маше или покупается в худ-салоне. Полный шик, если ее обтянуть тканью в цвет платья и поверх расшить стразами, блестками и расписать.

Украшения - лучше выдержать в стиле костюма. Если носили бархотки, значит, лучше ее и сделать.

И цветы. Обычные искусственные цветы, покупаются на рынке. Они легко отдираются от пластиковых стебельков (с ними можно даже на полигоне сделать шикарную прическу. Не со стебельками, естественно.) или затыкаются за пояс, прикалываются к декольте. Их хорошо откалывать и дарить возлюбленным и рыцарям на турнирах - трогательно и романтично.

Платье, 80 кб

И напоследок: хорошее платье, сшитое по вышеописанным инстукциям вместе с кринолином и нижней юбкой занимает два пакета (или один, но БОЛЬШОЙ). Если это не так - значит, вы пожадничали. Удачных экспериментов!

Динка

12.02.03, Новосибирск