Дэнжен-форум: Че: Мой личный список уежищ: монолог флеймера

Мой личный список уежищ: монолог флеймера


Автор: Че, 2005-11-03 16:23:33

Раз уж завязывалась дискуссия об архетипах - скажу, какие роли персонажей всегда вызывали у меня больше всего проблем.

1. Мотиватор.

Игрок напыляет персонажа определенного класса / элайнмента / расы / агенды / архетипа / маски / клана / трибы / убеждений. Обычно весь найденный им набор сводит "пространство решений" ((с) Влад) персонажа к 1-2 простым действиям: "вс╦ ворую", "всех мочу", "проповедую новую религию Культ Грязного Носка". Отовсех остальных дейстий персонаж принципиально отказывается, ссылаясь на "системные запреты". Если система или сюжет не дает запретов - он изобретает их сам. Игру ломает безнадежно; кроме того - склонен канючить, что ему не дают в должной мере оторваться, сводя _сюжет_ к его пространству решений.

2. Вялый копучий отморозок.

Персонаж этого типа является максимальным по масштабам ублюдком, которого только может представить себе игрок. Обычно это татуированный, в дымину пьяный сексуальный маньяк с раздвоением личности и забавной маленькой привычкой (например, давить воробьев). Дергается по мелочам, а на сюжет в целом - плюет, причем с амбицией. Игрок почему-то считает, что такой персонаж - это именно то, что команда и мастер рассчитывают больше всего на свете увидеть рядом с собой, причем (что меня особенно возмущает) - в каком угодно сюжете. При этом креативности такой игрок обычно лишен; он требует, чтобы мастер сам придумывал ему ситуации, позволяющие особо круто уеживать это уежище. Оставляет полное ощущение, что игрок несет с собой в сюжет какие-то очень примитивные нереализованные комплексы. Может быть, я просто слишком много имею дело по работе с реальными психами, но мне представляется не очень смешным как отыгрывать "брутальную" психологию безнадежно больного человека, так и наблюдать за этим отыгрышем. Жопно-сортирный юмор, в моей личной шкале ценностей, стоит на 2 порядка выше таких шуточек - он, по крайней мере, абсолютно здоровый.

3. Ниндзюк.

Это мой любимый комический персонаж. Человек в черной пижаме, расшитой сюрикенами, с кучей смертоносных ниндзя-приспособлений, в любых сюжетах, кроме основанных на традиционной ориентальной культуре, всегда выглядит как клинический идиот. (Просьба Владу - не принимать это на счет своего "ниндзи"; тот "ниндзя" а) имел за плечами именно культурную традицию, и б) такие ниндзи, про которых я здесь пишу, обычно делятся в моих сюжетах на "зеленых" и "оранжевых".)

4. Вор / наемный убийца / хакер etc. маргинал.

Я не говорю, что играть их нельзя. Но, во-первых, отнюдь не каждый сюжет, кампания и пр. посвящены маргиналам. Нужно хотя бы загруз выслушивать, прежде чем лезть с маргинальным персонажем. Мастер не должен ломать сюжет или мир только из-за того, что кому-то захотелось сыграть преступника и ублюдка. (Если мастер захочет, чтобы сыграли ублюдка - он поставит дело так, что скажет это на загрузе.) Во-вторых, игрок, играющий маргинала, не имеет права обижаться, если ему "обломали кайф", словив его любимого ублюдочка и загнав в кутузку лет на 10-15. Знал, на что шел! Кто, в конце концов, сказал, что любая фэнтези - это мир с "гильдиями воров" и "гильдиями наемных убийц", а "мир будущего - либо киберпанк, либо постхолокостный"? (То и другое высказывание - цитаты из игроков.) Ладно, если внутренний мир игрока требует, чтобы он играл маргинала - пусть играет; но почему остальные игроки и мастер должны под него выдрючиваться?

5. Чувак с внутренним кодексом чести.

Обычно творит что попало, а потом ссылается на этот свой внутренний кодекс. Против кодекса как такового я не возражаю (хотя "внутренняя честь" - это что-то вроде секса с самим собой), но почему этот "внутренний кодекс" должен служить достаточной мотивацией для оправдания _другими персонажами_ асоциальных или просто некорректных поступков? С каких это пор "пацанские понятия", да еще самоизобретенные, служат универсальным регулятором/мерилом общественных отношений?

6. Проповедник.

Вообще-то это беспроблемный архетип, вполне имеющий право на существование; но обычно люди, берущиеся играть проповедников, играют упертых телеевангелистов, с упорством трюхнутого пыльным мешком из-за угла идиота несущих всяческую мдень. Проповедник (агитатор тож) должен, по моему мнению, глубоко разбираться в сути предмета, быть готовым к дискуссиям и спорам, уметь доказывать свою правоту. Иначе его пошлют или порвут.

7. Эстет.

Персонаж такого типа мало что делает, но очень следит за имиджем, стилем. Игрок в этой роли все время просит, чтобы ему сделали красиво: показали феечек, единорогов, балы в королевском дворце, дуэли, симпатичных декеров и кавайных спецназовцев. Игрок такого типа гордо называет себя "имиджевиком". Главная проблема - в том, что он не делает ничего осмысленного; впитывает эстетические наслаждения и отбирает командное время.

8. Хакер-недоумок.

Персонаж этого типа - законченный урод, верящий, что в компьютерных сетях есть критическая информация на любой случай жизни, и что для добычи этой информации необходимо такую сеть ВЗЛОМАТЬ!!! Игрок сыплет современным "программерским" жаргоном (не учитывая, что в игровом мире компьютерные технологии могли сильно эволюционировать или даже вообще основываться на иной технологической базе; не пишем же мы сейчас на Алголе-68 или АПЛ?). Любит извращенные логические решения. Очень обижается, когда не находит применения своим способностям.

9. Спецназовец (коммандо, наемник etc).

Мой совет, основанный на практике: спецназовцев надо играть в сюжетах про спецназовцев, и ни в каких других!

P.S. "Эту сказку про старушку можно дальше продолжать..."

Cписок архетипов, которые нравятся:


1. Инвестигатор.

Мне доводилось видеть до фига игроков/персонажей, которые собирают информацию, причем в бешеных количествах, но не в состоянии ее разумно применить (и обычно даже не в состоянии сказать, зачем она им нужна). Инвестигатор - тип персонажа, который собирает, распределяет, оценивает, сопоставляет накопленную командой информацию, после чего делает разумные выводы, определяя стратегию действий. На мой взгляд - архетип, совершенно необходимый в любом сюжете, где присутствует информационный пласт.

2. Активист.

В отличие от описанного мной ранее проповедника, этот персонаж четко ориентирован в своих действиях (не обязательно продуманных или корректных, но обычно очень решительных) на потребности окружающего коллектива (команды, социальной группы, общества и пр.). Он точно _знает_, чего хочет добиться; "идея ради идеи" - не его стиль. Такие персонажи часто дают команде необходимый импульс, "драйв".

3. Бывалый.

Такого персонажа обычно играет умный, но флегматичный игрок, или человек с большим жизненным опытом. Бывалый несколько скептичен, критически смотрит на действия команды, склонен к легкой подозрительности, но все эти качества отнюдь не мешают ему действовать. Внимание: бывалый - не параноик! Я знаю, что модно играть параноиков, но параноики постоянно ломают сюжеты - им кажется, что "мастера не переиграть" (в смысле, что основное удовольствие мастера - портить жизнь параноику).

4. Суперагент.

Он не обязательно шпион! Просто у него такой стиль! Он похож на Шона Коннери из мультика про капитана Врунгеля - накачанный, стильный, волевой, его все все время бьют, а он отряхивается и продолжает свою нелегкую, нужную работу. Персонаж несколько комический, но зато обладающий бездной мотивации. Обычно его нехилые понты подкрепляются столь же нехилыми системными параметрами, так что архетип безусловно полезный.

5. Квестовик-затейник.

А этот похож на Индиану Джонса. Любитель нажимать кнопочки, расшифровывать карты и юзать артефакты на другие артефакты, чтобы получить еще один артефакт. Приключенец-профи. От манчкинов и твинков резко отличается тем, что не чекает навыки и не трясет нужную ему инфу с мастера, а старается пользоваться исключительно сюжетной информацией.

6. Оружие возмущения духа.

Этот тип персонажей обычно играют женщины - в основном, потому что мужчины приобрели привычку играть трусливых отморозков, а по жизни - разводить философию в стиле "каждый за себя", "всякий против всякого" и "пацанские понятия". С другой стороны, мужчины тоже регулярно играют персонажей, возмущенных против определенной концепции, правила, практики и т.п. От активиста возмущенного персонажа отличает отсутствие выраженной идеи. Он просто защищает всех слабых, мелких, убогих, сирых, бедных, больных и умственно отсталых, которых встречает по дороге. Это его модус операнди, обычно - даже модус вивенди. Опять-таки - до крайности мотивирован сам и мотивирует команду. Вообще, типичный пример - паладин из D&D, если его правильно отыгрывать...

7. Профи.

Профессионалы делятся на _упертых_, т.е. таких, кто помимо своей профессии ничего не знает и ничем не интересуется, и полезных. Я говорю о втором типе. Профи - это персонаж, к навыкам и знаниям которого команда может смело обращаться в любой трудной ситуации. Причем приличный персонаж-профи отличается тем, что не ждет, когда к нему обратятся, а сам регулярно ищет применений своим способностям для разрешения командных проблем. Причем применение это бывает подчас весьма и весьма креативным...

Опять-таки, список можно продолжить.