Поначалу я как - то затруднился придумать название для этой статьи, а потом плюнул на это дело. Просто понимал, что назрела необходимость кое - что рассказать о Макаренах, Раумсдале и вообще новосибирской тусовке именно со стороны тех, кто делает Макарены, кто находится внутри Раумсдаля и этой самой Новосибирской тусовки. Сразу предупреждаю - все, что написано ниже - это мое глубоко личное и мало с кем ранее обсуждаемое мнение. Примите меня как очевидца, способного, например, ошибаться или, например, глядеть на некоторые вещи под углом зрения, не совпадающим с "общепринятым". И еще одна оговорка - поводом, последней, так сказать, "каплей" для появления статьи послужило письмо Аэна с предложением прокомментировать грубоватый (при всем уважении к Нефедову) обзор спора на гостевой rpg.nsk.ru для "Цитадели", НО то, что я сейчас пишу, прошу воспринимать несколько шире. Я пытаюсь сформулировать отзывы и вопросы, которые слышу на протяжении пяти лет по поводу Макарен и Раумсдаля и, соответственно, прокомментировать их со своей стороны. Теперь можно начинать.

Начало 2002 года ознаменуется для меня несколькими событиями: фильм "Властелин Колец", 1-й турнир "Айсхаммер", 10-й СибКон, седьмая Макарена. Что будет дальше - посмотрим с началом сезона летних игр. Чем эти, несомненно, разные по значимости события ознаменуются для тусовки? Самое заметное, наверное, будет после фильма. Популяризация движения на грани фантастики и уровне XXI века. Думаю, после выхода фильма тусовка серьезно пополнится "молодняком". Молодняком очень разным, где - то непонятным, где - то противным, где - то требующим "присмотра старших товарищей", но какой бы он ни был - он грядет и нам от этого никуда не деться, впрочем, как обычно это и происходит. В любом случае, молодняк либо отсеется, либо останется в тусовке, попадет на наши игры и на наши Коны, хлебнет "шары" и прелестей палаточной жизни. В любом случае, все, что он увидит и испытает, будет для него впервые. С кем из ролевиков или тусовщиков он пообщается в самом начале пути? Не знаю. Знаю, что первые впечатления бывают самыми яркими и от того, на кого конкретно "нарвется" конкретный представитель "молодняка" каким - то образом судьба этого молодого и зависит - бегать ли ему в эльфийском прикиде среди цивилов в метро, либо грузиться на форму реконструкторских пуговиц на гусарском ментике, или, скажем, заказывать себе армию Дарк Эльфов у Барона. То, что молодняк грядет - это в любом случае хорошо. Куда он попадет? Хочется только одного, - чтобы таковой молодняк мог прочитать еще одно мнение еще с одной стороны, после всего того, что он услышит от своих "старших товарищей по движению".

Пару лет назад я понял, что мифов, например, про меня и мои похождения несколько больше, чем я физически мог совершить; очевидцев травм на Макаренах несколько больше, чем людей, которые были на игре, а сами травмы несколько летальнее, чем регенеративные способности организма их обладателя; обсуждение количества выпитого вчера напоминает спор рыбаков - кто больше рыбу поймал - кто больше выпил; а количество приписываемых любовников у определенных персон в пересчете на реальное время привело бы к тому, эти определенные персоны проводили бы 24 часа любых суток в беспрерывном оргазме. Прихожу к тому, что некоторые рассказы нужно приводить в соответствие с действительностью, для чего рекомендую обратиться к очевидцу некоторых событий, то есть к вашему покорному слуге. Я разделяю несколько, более - менее значимых групп, (доменов, команд, тусовок - вобщем, называйте как хотите) новосибирских ролевиков и сочувствующих. В первую очередь, два наиболее крупных подразделения, образовавшихся по географическому принципу: собственно, "городская" тусовка и "академгородская" тусовка. Здесь все понятно. Академ - "оплот цивилизации", битком набит горячо любимыми мною "старичками", тусовка там сплотилась на трепы и тренировки намного раньше города, он более компьютеризирован и обинтернечен, там больший приток молодежи, там традиции, там вроде даже больше материально обеспеченных ролевиков. Понятно, что это обусловлено тем, что в свое время в академе была сосредоточена недобитая интеллигенция, по уровню программеров, например, там мы спокойно перевешиваем Москву (и усиленно работаем на "буржуев") и т.д. Жалко, что со временем городок заселяется традиционным городским народонаселением и прелесть и экзотичность этого места постепенно уничтожается.

С городом все немного хуже - пока шесть лет мы держали зал в НГТУ, городская тусовка ширилась и развивалась, образовывались новые команды, и число ролевиков росло. Теперь уже полтора года городская тусовка держит экзамен на прочность, подтусовывается в Нарымке и Заельцовском бору, а в зиму ездит в Академ или тихо пьет на явочных квартирах. Соответственно, в таких антисанитарных условиях выживают самые стойкие, а вот пополнение рядов идет туговато.

И в городе и в Академе есть свои "группы по интересам" не буду перечислять все, боясь обидеть кого - то невниманием. Дело не в этом. Хочу обратить ваше внимание, что мы, как и большевики в 17-м году, привязаны к понятиям "почта - телеграф - телефон". Нам нужно место, где собираться для общения в неигровой период, нам нужно место (хотя - бы кухня), где можно изготавливать оружие, доспех и прикид. Нам нужен интернет для поиска информации и переписки, нам нужны Коны для ролевого делового общения, нам нужны игры, чтобы играть. Иначе бы нас просто не было. Пример нынешнего положения городской и академгородской тусовок показывает, насколько важно для нас, например, наличие зала для тренировок или помещения, чтобы трепаться не на свежем воздухе.

Все, что я перечислил (и кое что, что я не перечислил) конечно, кем - то организовывалось, но мало кто занимался целенаправленной "общественной" работой, направленной на популяризацию ролевого движения и на то, чтобы привлечь дополнительных "членов" в нашу "организацию". С другой стороны, из разноликого и разнокалиберного тусовочного "винегрета" постепенно начали изготовляться и оформляться "блюда", пригодные для потребления широкой массой ролевиков. Например, кто - то нашел поляну возле универовских общаг - и она понравилась и она "функциклирует" уже много лет. Долматов собрал 1-й Кон - и на него ролевики поедут уже в 10-й раз. Бродяга сшил первые скандинавские тапки - а на текущий момент в таких же ходят добрые сотни ролевиков. Макар сделал первую игру на 9 мая...

Думаю, ничто из вышеперечисленного не существовало бы, если бы на это не существовало спроса. Удачная идея, удачное место, хорошо сделанная вещь - все это начинает развиваться по каким - то своим, мало понятным поначалу законам. Сейчас старички с интересом смотрят - что же будет вообще дальше с ролевым движением? Понятно, что оно существует, понятно что вроде как развивается, но вот во что превратится, скажем, еще через пять - десять лет?

Это я отвлекся от темы: так вот, все эти, привычные уже для многих, вещи появлялись путем "естественного отбора". Всегда, как в стаде кабанов, молодой самец пытается "попробовать на прочность" хряка - вожака. Обычно хряк отбивается или задает молодому хорошую трепку, но однажды найдется тот, кто будет сильнее вожака. И это правильно, и это хорошо. Эволюция уничтожала самых слабых. Такому "естественному отбору" подвергается и вся наша ролевая жизнь. Примеров - как гуталина у кота Матроскина: Тайка и Эрида с РИконом; Шер - Хан, забивающий своей игрой игру Стаса Суткина, слухи о том, что такая - то игра не состоится, (распространяемые завистниками), две ХИ в один год, или, скажем, тот же Миха Морозов, составивший здоровую конкуренцию шпагам работы Дика. Конкуренция у нас везде - и в менестрелятнике и среди дэйджен - мастеров, и в интернете (Александр VI - альтернатива Арде - на Куличках), самостоятельные съемки видеофильмов в пику Фангорну, да любой из читающих способен продолжать такой перечень до бесконечности. Конкуренция порой бывает честная, а чаще, в силу преобладающего юношеского нигилизма и малого среднего возраста тусовки, - наоборот. Конкуренция "зашита" в самой основе движения - противоборство сил Добра и Зла, Бога и Дьявола, Человека и Стихии. Тор мечет Мьелльнир в йотуна, эльф стреляет в гоблина, католик режет гугенота и так далее. Недаром мы любим поединки и сражения. Это - один из наших корней, как ролевой тусовки.

Осознав для себя таковую банальщину, я в свое время абсолютно перестал волноваться насчет нападок и покушений на Макарену. Только в этом году я зафиксировал три попытки, всего их было больше десятка, честно признаюсь, перед началом сезона 1998 года, сам вынашивал какие - то идеи насчет собственной игры на 9 мая. Это естественно и это нормально. Чего же так убиваться по поводу возникновения всяких "масок" или, скажем "писек на заборе"?

Давайте разберемся в ситуации на основании новейшей истории ролевого движения, элементарной логики и, естественно, здравого смысла:

Начинали мы очень просто. В 1996-м была "Молнии свет", обычная новосибирская (разве что историческая) игрушка про любимых (тогда) Макаром викингов. Кое - кому не понравилось. Воротников вон после этой игры до сих пор не хочет на Макарены ездить. Но многим понравилось - стали Макара спрашивать - а что будет дальше? И так, постепенно, зародилась и начала развиваться концепция Макарен: в районе празднования 9 мая главмастер Макар и мастерская группа, остающаяся в его тени и слегка меняющая (перетусовывающая) свой состав, делают историческую игру. В 1997 появилось простонародное слово "макарена" - читай "игра, которую делает Макар", и песенка такая тогда была популярна. Саму идею такого обозвания приписывают Элле барнаульской (ныне - жена Рауля, оба живут в Н-ске), но идея - то точно была барнаульского происхождения. В 1998 году, появилась еще одна "под - идея": делая упор на антуражность и историчность, нельзя "насиловать" игроков и заставлять их на следующий год изготавливать новый прикид, новое оружие, грузить на абсолютно новую эпоху (это с учетом того, что мы осознали необходимость изготовления ежегодной игры - это уже ролевая сибирская традиция, и одному человеку, будь то Макар, или кто еще, ее "отменить" уже не под силу) и т.д. Поэтому (вы заметили?) эпоха меняется один раз в два года - 1996 - викинги, (идея еще не оформилась) 1997 - 98 опять викинги с переходом на раннее средневековье, 1999 - 2000 средневековье, 2001 - позднее средневековье (шпаги), 2002 - снова будут шпаги. Причем содержание Макарен, как историчек, умудрилось сочетаться по близости эпох и сезону проведения с такими значимыми всесоюзками, как "Волки Одина", "Имя Розы", "Роман Плаща и Шпаги". Дальше мы упираемся в некую "историческую границу", после которой более поздние исторические периоды на играх просто не делаются по ряду причин. Раньше это обозначалось "эпохой появления огнестрельного оружия" и объяснялось, что моделировать огнестрел значительно сложнее, нежели холодное оружие. Но после "Парижских Тайн", когда проблема огнестрела была решена с оглушительным (по - моему) успехом (и даже теми игроками, кто не видел на СибКоне ихтиандровский "ствол" - "прародитель" парижскотайновского огнестрела в ряде команд), а так же в процессе подготовки "Пращи и Короны", я осознал эту границу более четко - двигаясь вверх по "исторической спирали" мы вплотную подошли к ко времени возникновения униформы (а она была введена, например, уже в армии Кромвеля, то есть кое - где существовала уже ко времени Макарены - 2002). А с момента возникновения униформы мы переходим от ролевого движения вообще к исторической реконструкции в частности. Да, ее элемент присутствует в любых ролевых играх (даже в Warhammer или полевых фэнтезюхах), но где - то с XVII века историческая реконструкция в мозгах нашего движения начинает преобладать над, собственно, игрой. Так что мы подошли к "границе". Что будет дальше? Ну во - первых, Макарены будут и на следующий год и на послеследующий и... (не дождетесь... ;)). Дальше можно "спускаться" постепенно вниз - то есть - два года по рыцарству - два на более ранние эпохи. Но мы, скорее, выберем "прыжок в прошлое", в XII - XIII век. Уж больно народ по викингам заскучал. Наиболее часто обсуждаемая тема Макарены 2003 - это 1242 год, "Ледовое побоище". Уж тут - то и рыцарям раздолье и славяно - скандинавско прикинутым игрокам. Планируем даже "настоящих" прибалтийских рыцарей к нам в Сибирь затащить, но поживем - увидим. Если 2003 год - это XIII век, то 2004 - будет не выше XIV. То есть принцип "двухлетки" будет соблюдаться и далее.

Теперь - о "суперидее". Формулирую коротко и просто - изначально, сами того не осознавая, мы, мастерская группа Макарен, прилагали усилия к "росту" игроков - уровень погружения в эпоху, антураж, качество оружия, уровень владения оружием и языком, да много чего. Теперь мы это дело четко осознали и намерены продолжать в том же духе. Если хотите, наш "крест", "крест" мастерской группы Макарен - прилагать определенные усилия к развитию исторической линии в зауральском (а, может, и Российском) ролевом движении. В этой формулировке все - и "воспитание" игроков и демонстрация широких возможностей ролевика на личном примере и т.д.. Для тех, кто не согласен, рекомендую представить себе, что бы получилось, если бы в 1995 - м году Макар издал бы правила "Парижских тайн" в том виде, как они вышли, и попытался бы сделать такую игру. Я убежден - без пяти предыдущих, шестая игра бы не состоялась. Игроки Макарен росли вместе с мастерской группой и в конце концов доросли мы до того, что можно будет наблюдать 9 мая 2002 года.

Кстати, закрутив "маховик" создания Макарен, имея за спиной шесть игр, делая седьмую, мы просто не в состоянии, не имеем права не делать восьмую или девятую. Это все равно, что сказать - "Десятый СибКон будет последним" или "Зиланта больше не будет - все едем на МосКон". Что тут начнется? Свято место пусто не бывает и если мы все хором по каким - то причинам не сможем делать игру на 9 мая, ее сделают другие (это точно), но вот насколько такая игра будет соответствовать задумкам ее мастеров? Разрешите осторожно предположить, что над таковой игрой во - первых будет неизбежно висеть сравнение с Макареной, во - вторых, такая игра эту самую Макарену будет сильно напоминать. Даже если это будут весенние новосибирские ХИ с лазерными пушками у эльфов, термоядерными ложками у хоббитов и гвардией горцев у Гэндальфа. Не взирая ни на что.

Теперь о самом Макаре. В этом году Макар осуществил свою давнюю мечту и съездил на Бородино. С этого момента все остальное для него ... не то, чтобы совсем перестало существовать, но, скажем так: Наполеонистика и реконструкция взяли, наконец, верх в его сознании над всеми остальными аспектами ролевого движения. И это нормально. В конце концов, Макару больше тридцати лет, он в движении, если мне не изменяет память, с 91 года и он, возможно, - один из первых показателей того, к чему могут придти (или, если хотите, до чего могут докатиться) ролевики с десятилетним и более стажем. Я вот, например, уже замечаю за собой обостренные чувства к узорам на рукоплетной скандинавской тесьме, технологии литья в форму из мыльного камня, то бишь, скандинавская реконструкция уже готова принять меня в свои объятья. Макар сделал выбор и имеет на это полное право. Согласитесь, что при этом как - то тяжело и обломно принимать на себя геморрои главмастера крупной региональной ролевой (пусть и исторической) игры. Но Макар - человек и ролевик и, может, не осознавая всего сказанного мною выше, все равно представить, что начнется (хотя - бы какое количество народа и его друзей попросту обломаются), если он плюнет в прошлое и пропадет именно из ролевой тусовки. Объективно быть того не может. Никто его не насиловал и не заставлял - мы его просто спросили "Ты будешь делать следующую игру или нет?" В итоге мы делаем игру вместе, но Макар снял с себя функции главмастера. Позвольте предположить, что это тоже хорошо. Мы оставляем все плюсы Макара, пытаемся уберечься от совершенных им и нами "косяков" предыдущих игр и делаем игру лучше прежней. Вот такая идея. И вот такая мастерская группа. Дадим, в конце концов, Макару просто поиграть - не все же ему мастерить? Для того чтобы не метаться при принятии решений, мастерская группа выбрала себе главного - это Фролик. На следующий год, может быть, буду я, или снова Фролик, или снова Макар, или кто - то еще из мастеров - это, по большому счету, неважно. Важно, что мастерская группа Макарен осталась мастерской группой Макарен. От перемена мест слагаемых (главмастера), сумма, как известно ... И вообще ситуация с Макаром очень мне напоминает ситуацию с "самоотстранением от должности" Долматова. СибКон после этого только выиграл, а Долматов наконец - то оттянулся на СибКоне, как "обычный" ролевик.

Что меняется? Пока я вижу только хорошее. Полностью игра еще не завершена, кое - что в разработке, но чувство повышенной ответственности (Макар - то теперь не руководит) каждого члена мастерской группы заставляет "шевелить извилиной" с удвоенной скоростью. И Боги пока в этом нас поддерживают. Есть попросту шедевральные находки. Например, план такой - на игре по боевке артиллерии не будет, но будет одна пушка, которая утром выстрелом будет обозначать начало боевки, а вечером - ее окончание. По - моему, очень удобно, особенно при сумеречных разборках - бъешь какого - нибудь ..., а он кричит - "темное время суток, боевка запрещена", а часов - то с собой нету. Знакомая ситуация? А тут выстрел оповещает весь полигон - "мол, спите спокойно, жители Парижа, боевка закончилась".

Или вот символичное направление - особое внимание при подборе персонажей уделяется пожизненным взаимоотношениям игроков. Это не решающий фактор, но один из учитываемых. Представьте, что мы можем себе позволить отыгрыш Королевы - матери и Короля пожизненными матерью и сыном (из тусовки, между прочим). Уже сильнее приближаемся к тому уровню взаимоотношений между ними (и прочих персонажей с ними), какой мог быть тогда, 1648 году.

Заканчивается проработка трехсот(!!!) исторических персонажей с прописанием в электронном виде соответствующей для каждого персонажа, реально существовавшей исторической заморочки, целей и задач и т.д

Есть и более концептуальное - экономика на игру уже есть. Она уже проработана, доведена до ума, проста до безобразия, но идеально преследует цель игры - задавить гнетом налогов парижан и заставить их активно фрондировать. Без такой экономики игра по эпохе Мазарини, высосавшем по истории все финансовые соки из народа, была бы недоразвитой.

Игра будет еще более "без мастеров" - мастера осознанно подбирают себе роли средних сословий, значительно упрощая свою игровую доступность для всех социальных слоев персонажей. Таким образом для решения вопроса с мастером, игрок ни на секунду не выйдет из игры.

И еще одно наблюдение по игре - я не зря расписал двухлетний цикл Макарен. Каждая вторая игра цикла проходит лучше первой. "Иду на Вы!" была лучше "Молнии Свет", а вот "Завоевание Британии" была уже третьей по близкой эпохе и была хуже (и вообще, по - моему, самой плохой из Макарен, хотя на первой я не участвовал), игра "Сердце Льва" была лучше "Львы Нормандии" - такой вот закон по отзывам игроков мы с Макаром вычислили. Так что по всем предпосылкам, тьфу - тьфу, хуже не будет и в этот раз. Причины понятны - игроки идут по "проторенной тропе", с уже отрепетированными на предыдущей игре подходами к взаимоотношениям, с улучшенными костюмами и оружием, более прогруженные на эпоху, чем на предыдущей игре двухлетнего цикла. На третий год это все надоедает, а вот второй раз идет на "ура!"

И самое главное: Макарены - это действительно, не Макар и не мастерская группа. Макарена - это люди, игроки. И в этих людях зашит такой потенциал! Например, прописывая упомянутую огнестрелку мы и сами себе плохо представляли, как в конечном итоге должен выглядеть конкретный экземпляр игрового огнестрельного оружия - и на тебе - игроки "намек" поняли и сделали все в лучшем виде. В этот раз лично я очень надеюсь увидеть, например, "в живую" моду "а ля фронд", то есть галстуки в форме пращи, броши в форме пращи и даже булки в форме пращи. Надеюсь, что игроки и в этот раз не подведут.

Сейчас хочу озвучить некоторые позиции по поводу основных претензий к "Макарене":

  1. "Жестокая боевка, много травм" - и прочее в том же стиле.
  2. "Макарена" - это тупой файт.
  3. "Макарена" - просто говно, Макар - козел.
  4. "Макарена" портит игроков, "Макарена" не дает развиваться другим (мастерским группам, игрокам, командам и т.д.)
  5. О "масках".
  6. "Макарена - это костюмированная тренировка для Раумсдаля".

Текст получился длинный и, наверное, трудно читаемый. Благодарен тем, кто все это вытерпел, прочитал и осознал. Приезжайте к нам на игру "Праща и Корона". Мы постараемся, чтобы вам там было комфортно и интересно.

Юрий Ермолаев (Рерик)
29 ноября 2001 года.