Прошлое, настоящее и будущее Ролевого Движения

Первая Ролевая Игра прошла, как известно, в 1990 году под Красноярском. А в 1992 году появилась первая статья об умирании ролевого движения. И с тех пор такие статьи и выступления стали появляться с завидной регулярностью. Несколько позднее появилась тема социализации РД, и быстро стала столь же модной. Обе эти темы активно мусолились ролевой общественностью до тех пор, пока не приелись. Сейчас мы видим затухание этого процесса, и, по моему мнению, пришла пора закрывать тему, ставить большую, жирную точку. Что я сейчас и попытаюсь сделать.

Итак. Умирание (вырождение) РД. Теоретически такое возможно. Любая система когда-то зарождается, некоторое время живет, порой весьма активно, а потом тихо умирает (или ее громко убивают). Но это теория. А как все это выглядит на практике? А практика нам показывает, что нет никаких оснований говорить о смерти (вырождении) РД ни сейчас, ни в ближайшем будущем. Что же касается отдаленного будущего, то тут три варианта: РД либо живет, либо умирает, либо выходит на уровень бессмертия. Но это все далекое будущее, вот когда оно наступит, тогда и поговорим :).

Вернемся в наше время. Любую систему можно уничтожить извне, либо она может сгнить изнутри (но может и не сгнить). Так и РД можно уничтожить извне. Как? Два варианта: первое-перестрелять всех ролевиков. Возможно? Да, но только теоретически. На сегодняшний день вблизи РД не существует системы, способной решить подобную задачу. Единственные, кто может такое провернуть-это ваххабиты. Но от членов Аль-Кайды нас защищает ФСБ и армия. Под такой двойной защитой мы можем жить вполне спокойно. Что же касается ФСБ, то сейчас по отношению к ролевикам она занимает позицию наблюдателя. То есть смотрит, анализирует увиденное и делает выводы. И без нового т. Сталина, т.е. без возрождения в России диктатуры, позиции своей не изменит. А нового диктатора на горизонте что-то не наблюдается.

РД можно вытеснить, то есть создать систему, которая будет выполнять те же функции, что и РД, но немного лучше. На такое теоретически способны скауты и шоу-бизнес. Но у скаутов нет лицедейства, а в шоу-бизнесе нет сотрудничества. А это значит, что они способны нас только несколько потеснить, и это будет. По крайней мере с шоу-бизнесом нам предстоит серьезно пободаться в ближайшем будущем. Но это будет борьба на границах. Полностью вытеснить друг друга мы не сможем. А раз так, то и опасаться нечего.

Подведем промежуточный итог: На сегодняшний день РД извне ничего не угрожает. Все страхи и визги по этому поводу есть порождение параноидального характера визжащего.

Теперь о внутренних опасностях. Изнутри система может сгнить двумя способами. Первое: утрата интереса к системе у всех носителей, и второе: сведение системы в монопольную, жесткую конструкцию. Ни то ни другое невозможно. Начнем с первого. В РД имеется достаточно большое количество людей, в жизни которых ролевые игры занимают столь большое место, что с уходом РИ оставшееся теряет смысл. Иными словами, в РД есть люди, жизненно заинтересованные в его существовании. И пока такие люди есть, РД будет жить. Строго говоря, наличие таких людей есть обязательное условие существования любой системы, от племени до государства включительно. И это отнюдь не фанатичные идиоты, пристающие к первому встречному с предложением забрать жизнь во славу чего-то там. Нет. Это вполне обычные мирные граждане. Они как и все ходят на службу, растят детей, смотрят телевизор и даже иногда ругаются с соседями. Но когда их системе реально что-то угрожает, они не задумываясь встают на защиту. Именно о таких людях очень хорошо сказал Окуджава. Помните: "Но однажды, когда мессершмиты, как вороны, разорвали на рассвете тишину, наш король, как король, он кепчонку, как корону, набекрень, и пошел на войну." Применительно к РД, это те люди, которые не задумываясь идут бить морду гопникам, заявившимся разгонять игру. Таких, я полагаю, каждый из нас либо знает лично десяток, либо сам бил морды гопникам, защищая свою Игру. И пока такие люди есть-Ролевое Движение бессмертно. Вот когда они уйдут, РД схлопнется само собой, как схлопнулось КПСС, когда ее ряды покинул последний коммунист, готовый отдать жизнь за идеалы Марксизма-коммунизма.

Второе. О монополии и жестких структурах. Строго говоря, любая игра или конвент являются именно такой жесткой структурой. Но ни одна игра, ни один конвент, ни одна судейская группа не сможет стать МОНОПОЛЬНОЙ структурой. Почему? Ответ прост, и лежит он в мотивации игрока. Дело в том, что единственным "кнутом и пряником" заставляющим игрока ехать на игру является его субъективное "Я хочу". И мастер может рассчитывать увидеть этого игрока на своей игре (конвенте, судейской группе и т.д.) ровно настолько, насколько он это самое "Я хочу" удовлетворяет. А при нынешнем количестве ролевиков все их "Я хочу" никакой мастер удовлетворить не в состоянии, хотя бы потому, что среди множества этих самых "хочу" встречается и "чтобы на игре не было этого урода" и "чтобы игра была в моем регионе". В такой ситуации, сделать свой проект монопольным, можно только имея в руках дополнительный механизм принуждения/покупки (типа КГБ и возможности карьерного роста, как у КПСС), а такого инструмента ни у одного мастера нет, и никогда не будет.

Время от времени откуда-нибудь раздается призыв типа "Давайте создадим экспертный совет по оценке игр/мастеров/игроков/проектов..." и тут же в ответ летит испуганное "Не надо!!!" А я каждый раз думаю: "Ну и чего вы боитесь? Ну, соберется несколько широко известных в узком кругу и высокоавторитетных у некоторых людей личностей, объявят они себя экспертным советом Всея Ролевого Движения и ближайших окрестностей, и что изменится? Ну опубликуют они список хороших и плохих, по их мнению игр, и что дальше? Да. Несколько человек последуют их рекомендациям, но много больше этот список просто проигнорируют, а несколько поступят прямо противоположным образом. По принципу "А! Эту игру ругает такой-то, значит мне надо ехать именно на нее". Вот и все. Чего визжать-то?"

Перейдем от опасностей мнимых к опасностям реальным. Единственный процесс, способный надежно погубить РД-это процесс упрощения. То есть процесс, при котором из системы выкидываются те или иные элементы. Альтернативою ему является процесс усложнения, когда в систему добавляются новые элементы, а уже существующие развиваются и усложняются. Оба эти процесса в РД имеют место, но в какой-то вялотекущей форме.

Начнем с усложнения. За 18 лет, существования РД в нем развились и вышли на соответствующий уровень боевая и культурная системы. На определенном этапе в РД пришел стрейкбол и движение обогатилось постядерками и техногенкой. Очень хорошо развилась сервисная система (я имею в виду полигонные команды, медицину, транспорт, связь и т.д.). Это, безусловно, плюс. А вот магия и экономика своего развития не получили, остались, так сказать, в первобытном состоянии. Об экономике умолчу, а вот магию жалко. Ведь смотрите, что мы имеем: Маг, калоритнейшая фигура, сведен к этакому танку и полевому госпиталю в одном флаконе, гигантский пласт игры свернут до плевания огнем и залечивания царапин. Это, конечно, не плюс, но и отнюдь не минус. Ведь есть большое количество интереснейших магических и экономических подсистем, пусть и на уровне одной игры. Да и РД сама по себе живая система, так что подождем, и я надеюсь что в конце концов и магия и экономика поднимутся до уровня боевки, и тогда на любой ярмарке кроме оружия, доспехов, шляп и фенек мы увидим "магические" артефакты, "волшебные" посохи и т.д., а магические поединки займут достойное место среди турниров и менестрельников.

С упрощением тоже не все так страшно. Конечно, политика изгнания и выдавливания дивных нанесла движению серьезный урон, и от него нам предстоит еще долго и упорно отмываться. В результате в РД резко понизился уровень лицедейства, родился страх играть (пусть лучше меня считают Васей Пупкиным в гренадерском мундире, чем дивным). Неприятие "дивнюков" очень способствовала тому, что ряд игр превратился в костюмированные тусовки. Скажем прямо-хорошо костюмированные, но тем не менее тусовки. Слава Богу, что до большой крови дело не дошло. О чем это я? Поясняю:

Как только раздается возглас "Бей", или "Долой" немедленно появляется некоторое количество весьма помятых личностей, готовых бить кого угодно. Операция "Вихрь-антимутант" закончилась трупом, политика изгнания дивных породила "Грибных Эльфов". И хорошо, что нам хватило ума вовремя остановиться. "Вихрь-антимутант" быстренько свернули и постарались о ней забыть, "Грибным Эльфам" разъяснили всю глубину их заблуждения, и теперь это, по имеющимся у меня сведениям, небольшая кучка спивающихся маргиналов, живущая отблесками былой славы, и ни на что серьезное не способная. Да и не везде дивных гоняли. В Иркутске, например, с ними охотно возились и, в конце концов, приводили во вполне вменяемое состояние. Да и с игрой не все так глухо. Имеется немало игр, порой весьма крупных, требующих именно отыгрывания РОЛИ, тот же "Сильм-экстрим", например.

Да, изгнание дивных безусловно минус, хотя не все так сумрачно, и есть неслабая надежда, что в конце концов положение выправится, неигровой базар уползет в кусты, а игроки будут стараться показать, что они рыцари, мещане, принцессы, а не Васи, Пети и Маши. Видок будет, конечно, не очень, но нам большего и не надо, мы ведь не профессиональные актеры, а очень большие любители.

Более серьезную проблему породило исчезновение тусовки (не везде, но тем не менее). Если раньше желающие шли на тусняк и там оттягивались, то теперь они идут на ближайшую игру. Все равно какую, лишь бы потусоваться. Именно эта категория привнесла в игру больше всего неигрового базара и очень сильно способствовала понижению уровня лицедейства. Решить эту проблему пока не представляется возможным. Ни возродить тусовку, ни перевоспитать тусовщиков мы не можем, а сплавить их пока некуда.

Подведем итог всему вышесказанному. Да опасность умирания РД существует. Однако она не настолько большая, чтобы кричать об этом на всех углах, хотя и не настолько маленькая, чтобы совсем выкидывать ее из головы. Полагаю, что на этом тему умирания/не умирания РД можно закрыть и поставить жирную точку.

Намного интереснее вопросы: "Почему РД появилось именно в 90-м году", "Почему оно именно такое?", "Как будут выглядеть игры в ближайшем и отдаленном будущем?", "Какие проекты можно реализовать с помощью РД, а о каких не стоит даже и заикаться", короче, "Кто виноват и Что делать". Но сначала несколько слов о социализации.

Честно говоря, я до сих пор так и не могу понять предмета разговора. Ведь "Социализация", по определению, это процесс вхождения кого-то или чего-то в социум. А значит предполагается, что это что-то или кто-то некоторое время существовал вне социума. Подобное положение к РИ абсолютно неприменимо, поскольку с первого момента появления на свет РИ являлись частью этого самого социума. Да, маленькой, да, незаметной, не оказывающей практически никакого влияния на этот самый социум, но тем не менее, РИ всегда были его частью. Это означает, что либо тема социализации не имеет под собой ни какого основания, либо под этим словом собеседники понимают что-то другое. Более того, я рискну утверждать, что РД идеально вписались в наше общество, прекрасно заняв свободное место. Такой вывод позволяет мне сделать отсутствие централизованного давления на РД как со стороны общества в целом, так и со стороны отдельных организаций в частности. Все известные мне конфликты сводятся либо к непониманию, либо это попытки отдельных чиновников и журналюг заработать политический капитал, либо к банальному личному конфликту между конкретным мастером и конкретным чиновником. Примером полного, тотального давления может служить преступный мир сейчас, который давит милиция, или скауты в России в 20х-30х годах, которых давило все сообщество.

На этом тему социализации позвольте закрыть, и перейдем (наконец-то) к самому главному и интересному вопросу. А именно: "Почему РД появилось именно в 90-м году?". Да. Ролевые игры появились задолго до 90-го года. Но они существовали как отдельные, самодостаточные события, продолжения не имели и в систему не складывались. Например: попала в руки мальчишкам книга Джовальони "Спартак". Прочитали, загорелись, настругали мечей из палок, наделали щитов, сошлись в решающей битве, разбили нос главному герою и побежали купаться. Можно ли было себе представить, чтобы году в 73-м какой-нибудь молодой (или не очень молодой) человек ехал в другой город поиграть с местной компанией в Робин Гуда? А уж о том, чтобы готовиться к такой игре целый год я даже и не заикаюсь. А вот в 90-м такая система появилась. Повторюсь. "Почему?"

Для того, чтобы ответить на этот вопрос прибегнем к помощи системного анализа. Необходимая оговорка: этот системный анализ взят мной не из математики, а из ТРИЗа (Техника Решения Изобретательских Задач). Очень интересная методика, кстати. Ее еще иногда называют инструкцией для свершения открытий. Далее напомню определение: "Система - совокупность взаимозависимых элементов, выполняющих определенную функцию. Элементы, объединенные в систему, приобретают качества, которых ранее по отдельности не имели". Для любой системы функция задается надсистемой, а способ ее выполнения - подсистемой. Если мы принимаем РД как систему, то надсистемой будет очевидно сначала СССР, а потом Государство Российское, а подсистемой - ролевики, то есть в большей части молодые люди, ищущие приключений на все выступающие части своего тела, а в меньшей части "люди, которые хотят странного". Я не знаю, как обозначить этих людей, посему и позаимствовал термин. Для анализа применим метод девяти экранов (см. таблицу).

До 1985г

1985-1990

1990-1995

1995-2000

2000- ?

?

?

СССР

Диктатура

СССР

Перестройка

СССР

Реформы

Россия

Демократия

Россия

Цивилизация

Россия (?)

Регенерация

Россия (?)

Обскурация

ВЛКСМ

+РД

РД+

РД+ШБ+

Мин Проп+

Шоу Бизнес

ТМ+С

Все

Ролевики

Ролевики

Ролевики

Все

Все

Экранов тут, конечно, побольше, но это несущественно. И так.

Первый столбик.

До 1985 года. Как видите, все места прочно заняты: в СССР диктатура, а молодыми людьми занимается ВЛКСМ, то есть обеспечивает приключения желающим, попутно структурируя их время, и создает условия (кружки художественной самодеятельности, дома народного творчества, клубы по интересам и т.д.) для "людей, желающих странного". Ролевому движению просто нет места, да и потребности в какой-то новой структуре в обществе не возникает. Разумеется, были установлены довольно жесткие рамки, но ведь до них еще и дорасти надо. Я, например, не успел. А если кратко, то: "до 1985 года РД не могло возникнуть, потому что в нем не было потребности, ему не было места в системе и им некому было заниматься.

Второй столбик.

В 1985 году грянула Перестройка и ВЛКСМ вместе со всеми своими кружками, домами и клубами тихо скончалась. Одновременно резко расширились границы дозволенного, а все население, в том числе и молодежь со странниками, ошалев от свалившейся на них свободы, бурно начали заниматься разной общественной деятельностью. И потребности в какой-то дополнительной структуре не возникало. Значит, что хотя с 1985 года появились свободные люди и свободное место, но не было социального заказа, поэтому РД возникнуть не могло.

Краткое отступление о "социальном заказе", что это такое, как это выглядит, и с чем его едят. В свое время я услышал фразу: "Представители одной конфессии сделали нам социальный заказ", и очень этому удивился. Я полагаю, что "социальный заказ", это заказ социума, т.е. всего населения страны, или, в крайнем случае, отдельного региона. Любая конфессия это только часть социума, а представители любой конфессии не могут отвечать даже за желания своих последователей, не говоря уже о социуме. По моему мнению, социальный заказ, это пакет неких неосознанных ожиданий, проявляемых в неявной форме. О наличии такого заказа может говорить большое количество странных, нелогичных поступков, или поступков, несколько выходящих за границы привычного. Так в начале 80-х сформировался социальный заказ на перестройку. Вспомните, что тогда пели чаще и громче всего? "Поворот", "Когда горит свеча...", "Перемен, требуют наши сердца..." и т.п. И перестройка, естественно, грянула.

Третий столбик.

В 1990 году, когда мы поняли всю глубину и прелесть китайского народного проклятия: "Чтоб тебе жить в эпоху перемен", сформировался заказ на социальный наркотик. Естественно в первую очередь общество прибегло к известным способам, а именно: кино, телевидение, театр. По-моему кинокритики до сих пор ломают головы, разгадывая секрет популярности богатых, которые тоже плачут. Действительно, дешевейший, во всех отношениях фильм, картонные декорации, примитивный сюжет, короче, розовые сопли на прессованных опилках, а вот поди ж ты! Такой бешеной популярности, по-моему, не имел ни один кинофильм, ни до, ни после.

Очень хорошо сказал по этому поводу Макаревич: "Дважды в сутки на тридцать минут замирает страна у экрана, прекратилась стрельба на фронтах, подрастают цветы на вершок. Даже лайнер застыл в облаках, это к людям пришла Марианна. Марианна с экрана глядит на страну, и впервые в стране хорошо". Так почему же "Богатые" были так популярны? Ларчик открывается просто. Эта самая "пресная репа" давала людям возможность отвлечься от грубой реальности, пусть на короткое время, но уйти в мир грез, мир, где нет инфляции, невыплаты зарплат, отключения тепла и света... короче, где нет всех этих прелестей эпохи перемен. Но никакое кино не может удовлетворить всех. И "Богатые", не исключение.

Пока оставалась группа людей, равнодушных к Марианне, оставался невыполненный социальный заказ. Были свободны некоторое количество молодых искателей приключений и несколько "людей, желающих странного". В таких условиях РД не могло не появиться, и оно, естественно, появилось.

Вспомним первые игры: прикиды из занавесок, кольчуги из алюминиевой проволоки, шлемы из чайников, мечи из лыж и хоккейных клюшек. Но какое погружение в роль! Тогда по лесным тропинкам ходили самые настоящие эльфы, гномы, драконы, герои, маги и принцессы. А недостаток антуражности восполнялся избытком воображения. И еще один момент. Первыми в движение пришли люди, наименее приспособленные к суровой действительности. В 94-95 годах они все еще составляли большинство, что позволяло говорить о Движении как о "загоне для аутсайдеров" и "отстойнике неудачников". Выражаясь по научному, "У всех ролевиков того времени были резко понижены адаптивные способности". А теперь вернемся к определению системы: "Элементы, объединенные в систему, приобретают качества, которых ранее по отдельности не имели". Получается строго "по науке": люди, не умеющие приспосабливаться, создали систему, которая идеально адаптировалась в данной ей надсистеме.

Четвертый столбик.

Шло время. Ситуация в стране потихоньку стабилизировалась, появились более-менее внятные правила, немного увеличились доходы, потрясения то ли уменьшились, то ли к ним привыкли. И некоторые ролевики с удивлением обнаружили, что РИ, это не только наркотик, но еще и "теплица", где можно несколько закалиться и окрепнуть, перед высадкой в холодный грунт грубой действительности, это место, где можно легко развить некоторые качества. Действительно, попрыгай года три-четыре из роли в роль, после этого и к любой ситуации легко приспособишься, и почти любые правила соблюдешь. И бывшие аутсайдеры начали выходить в лидеры, а неудачники тверже стоять на ногах. Потребность в социальном наркотике несколько снизилась, одновременно проявилась потребность в месте, куда можно просто уйти и хорошо отдохнуть. Как следствие, уже появился некоторый треп не по игре. Пока тихонько, в кустиках, с оглядкой на соседей, но тем не менее. И вгруженность стала меньше, и отыгрыш бледнее. И на "Дивных" начали коситься с неодобрением, типа чего это тут он выпендривается, не видит что ли, что люди культурно отдыхают.

Мода шляться по городу в игровом прикиде и засвечивать оружие где ни попадя резко сошла на нет, а в головы пришла мысль, что РИ-это отличный психотренинг. И раздались возгласы: "Ребята! Давайте использовать РИ для психокоррекции!!". Однако к тому времени в стране уже существовала широкая сеть различных "Центров реабилитации", "Психокоррекции" "Социальной адаптации", постоянно проходили различные тренинги, короче говоря, существовала система, оказывающая подобного рода услуги более полно и квалифицированно, чем это могло сделать РД. Естественно, идея превращения РИ в психотренинг распространения не получила. Единственное, что осталось с той поры, это мода на психоотстойники.

Пятый столбик.

С началом двадцать первого века, процессы политической стабилизации и повышения достатка, запущенные в конце девяностых, продолжились и ускорились. Поскольку доходы повысились, то появилась возможность шить более роскошные и дорогие костюмы, и, естественно, повысилась антуражность игры. Поскольку уровень неуверенности и напряженности понизился, понизилась и потребность в наркотике. Но совсем она не исчезла. Дело в том, что одновременно с повышением доходов резко повысились требования к работнику. Работа стала более напряженной, более изматывающей. Поэтому можно сказать, что потребность в тяжелом наркотике, сменилась потребностью в легком. Как следствие, в играх резко уменьшился уровень лицедейства, т.е. значительно повысилось количество людей, играющих не от лица своего персонажа, а от своего собственного, не особенно задумываясь над тем, что ряд поступков Васи Пупкина никак не может свершить рыцарь де Гиз. К слову. По-моему мнению именно снижение лицедейства было главной причиной, позволившей резко повысить уровень антуражности, недостаток "внутри" компенсировался избытком "снаружи". Примерно на то же время приходится пик борьбы с дивностью. И это закономерно, поскольку "дивный" заставляет играть самим фактом присутствия, грубо говоря, он утягивает всех окружающих за собой, в глубины роли, туда, куда этим самым окружающим совсем не хочется погружаться. Естественно что "дивных" вытеснили.

И напоследок. Сейчас мы можем наблюдать довольно любопытный процесс, а именно-некоторые слова меняют смысл. Я имею в виду слова "Бал" и "Ролевая игра". Вообще-то процесс этот не уникален, любой лингвист, и даже просто интересующийся может рассказать вам кучу историй на эту тему, но мы отвлекаться не будем. И так - "Бал". Честно говоря, наши предки ужасно бы удивились, увидев то, что мы называем "Балом", потому что, как мне кажется, это следует называть "Костюмированная танцевальная вечеринка". Бал, все-таки более сложное и многоплановое событие и танцы там далеко не главное. А у нас? Только танцы. Костюмы, правда красивые, но "Балом" я бы все это назвать не решился. То же самое происходит и со словосочетанием "Ролевая игра". Если 15-18 лет назад под "Ролевой игрой" подразумевали игру, в которой человек действует от лица своего персонажа, то сейчас под этим же самым словосочетанием понимают игру, в которой человек действует от своего собственного лица, а иногда и имени. Но тут уж ничего не поделаешь, поскольку это действуют законы языка, которые никому не подвластны.

С прошлым и настоящим закончили, теперь обратимся в будущее. (Столбики 5, 6, 7).

Для того чтобы сделать более-менее достоверный прогноз развития РД нам надо понять, по какому пути пойдет Россия. Согласно теории этногенеза, после фазы надлома, из которой наша страна только что вышла, может быть три варианта: регенерация, цивилизация и обскурация. Если три года назад я затруднялся делать какие-то предположения, то сейчас твердо уверен: Россия вышла в фазу цивилизации, и в ближайшие пять лет никуда с нее не свернет (Гарант этого - Медведев). Для России фаза цивилизации может продлиться, если позволят, около ста лет. Ну а поскольку нам этого не позволят, рассчитывать мы можем лет на 40-50. Не более. Потом последуют либо фаза регенерации - подъем государства, превращение России в сверхдержаву, либо фаза обскурации - распад, вырождение и т.д. Дальше можно много, долго и интересно говорить о путях России, вероятности свершения того или иного сценария и особенностях его реализации, но мы не будем отклоняться от темы.

Продолжим наши игры. Начнем с тупиковых сценариев. Обскурация. Это, как уже говорилось, распад всех связей, деградация и вырождение. Работать никто не желает, все хотят "хлеба и зрелищ" и еще наслаждений. В стране воцарится Его Величество Шоу Бизнес в самой мерзкой своей ипостаси, когда бал правят Эрос и Танатос. Реальный секс и вируальное насилие захлестнут страну. Но поскольку проблему виртуального насилия РД решило сразу и навсегда, а всякие садо-мазо и свинги, это тоже, как ни крути, ролевые игры, то движение превратится сначала в пьянку-тыгдымку1, а потом в этакую пьянку-совокуплянку. И естественно, вместе с Россией, сдохнет под забором в собственной блевотине. На свободное место тихо придут китайцы (поскольку идти им больше некуда), подружатся и переженятся с наиболее здравомыслящей частью населения, и в один ужасный момент обнаружится, что России нет, а вместо россиян территорию занимают русайцы, и все, как один, подданные КНР. За всю страну не скажу, но в Сибири и на Дальнем Востоке это будет точно. Разумеется, ролевые игры не исчезнут, но РД уже не будет.

Регенерация. Для возрождения, подъема любого государства, необходимо чтобы в нем присутствовала некая система, организация, которая объяснит гражданам, куда идти, что делать и, главное, ПОЧЕМУ. В Царской России такой организацией была РПЦ, в СССР - КПСС. Что будет в возрождающейся России - неизвестно. М. Веллер предлагает название "Министерство пропаганды". По-моему это не совсем то, но для таблицы подходит. Назовем это пока "Организация". По мере роста и развития такая "Организация" частично вытеснит РД, частично вберет его в себя. Не будет никакого отстрела, или "ночи длинных ножей". Зачем? Процесс будет мирный, эволюционный, причем пойдет с обоюдного согласия, и тому уже есть пример: читай статью Дяди Славы "Прогулка с вице-премьерами", (МК N31 2007г). Конечно, одна ласточка весны не делает, одиночное событие не есть тенденция. Но такое событие уже есть. И надо сказать, что этот финал далеко не самый печальный, а для многих ролевиков-наилучший.

А теперь-ближайшее и ближайшее отдаленное будущее. Фаза цивилизации. Магистральный путь, так сказать. Цивилизация-время торговцев. Государство живет за счет ранее набранного потенциала. Ничего принципиально нового не создается, государство проедает накопленное и медленно слабеет. Кончается все это либо регенерацией, либо обскурацией. И хотя впереди достаточно много времени, задумываться о будущем и создавать заделы надо уже сейчас.

Цивилизация - золотое время для Ролевых Игр вообще, и для ролевиков в частности. Действительно: молодежью, ищущей приключения, никто целенаправленно не занимается, поток информации плодит людей желающих странного со страшной силой, а выматывающая конкуренция рождает потребность в экзотическом отдыхе. А как только до большинства людей дойдет, что на ролевой игре можно играть и не отыгрывать, не лицедействовать, количество ролевых игр и ролевиков начнет расти как грибы после дождя. Такой бурный рост обострит проблему отыгрывания. Сейчас с ней пока справляются мастера-модераторы, когда этого станет недостаточно, произойдет некоторое разделение игр по принципу требования к лицедейству. Сейчас в РД несколько выделяются реконструкторы. И любой игрок знает, что если игра заявлена как реконструкторская по Англии XV века, то кроссовки, джинсы и куцый камзол XVII века с пластиковыми пряжками не проканают. Выгнать, может быть, и не выгонят, но опарафинят знатно. Начала процесса дифференциации следует ожидать со дня на день. По его окончании каждый игрок будет знать, что если игра заявлена как "Истинно ролевая" или "Глубокого погружения" или "Вживания" или... возможны варианты... то на низкое качество прикида (или полное отсутствие оного) мастера и игроки могут и не отреагировать, а вот неигровой базар, или магнитофон, орущий посреди лагеря, мимо их внимания не проскочит, и меры последуют незамедлительно. И будут они весьма разнообразны, как говорится, "от выговора до некролога включительно".

Все это будет, если РД останется в прежнем качестве, т.е. на уровне подсистемы. Возможен ли выход РД на системообразующий уровень? Да, поскольку движение будет расти численно, в нем так же будет возрастать доля людей, желающих поднять движение на более высокий уровень. Именно им я предлагаю заключительную часть своего доклада.

Несколько общих соображений. Вывести Движение на более высокий уровень, оставаясь только в рамках движения невозможно. Легче вытащить самого себя за волосы из болота, по крайней мере, Барону Мюнхаузену это удалось. Почему такое невозможно? Потому что Игра - цель. Игра сыграна, цель достигнута. А что потом? - Новая игра. И т. д., а на глобальное "А на фига вам игра?" Следует невнятное: "А чтобы было". В одной, по-моему, форумной, дискуссии было заявлено: "Конвент, это самая высокая структура, которую может создать РД". И я с этим утверждением полностью согласен, ибо пока Игра - цель, движение будет делать только то, что нужно для проведения Игры. И ни капли больше. А значит, чтобы вывести Движение на новый уровень, необходимо сделать РД средством. Сделать так, чтобы ответ на глобальное "А на фига?" лежал за рамками движения.

Теперь посмотрим, какие цели можно достичь с помощью Движения, и какими способами. Начнем со способов. Их всего три:

Первый способ давно известен, озвучен, и некоторыми людьми даже применен на практике. Суть в следующем: молодой (или не очень) человек, набрав некоторое количество игрового и игротехнического опыта, получает педагогическое или театральное образование и устраивается на работу в систему дошкольного образования, т. е. ведет кружок Ролевых Игр в каком-нибудь центре детского творчества. Или еще что-нибудь подобное. Движению от этого никакого вреда, окромя пользы. Идеи РД продвигаются в массы, а чиновники привыкают к мысли, что ролевики могут быть полезны, по крайней мере, с ними можно и должно разговаривать.

Второй способ не так широко распространен, хотя мне известна пара случаев. Суть его в следующем: команда, с блеском пройдя игру, с удивлением обнаруживает, что расходиться не хочется, хотя цель и достигнута. Естественно, что на вторую, третью и последующую игры команда едет тем же составом. Но рано или поздно наступает момент, когда команда наигрывается, а внутрикомандные связи не исчезают. Тогда команда почти в полном составе переходит к внеигровой деятельности. Т.е. либо вливается в какую-нибудь фирму, либо сама таковую организует.

Я хочу обратить внимание капитанов команд и игроков ни эту особенность РИ. Вполне возможно, что мой прогноз относительно 40-50 лет окажется чересчур оптимистичным, и мы влетим в обскурацию значительно раньше. Тогда такая команда будет способна образовать некий анклав, островок стабильности в том море хаоса, по сравнению с которым кошмар 90-х покажется нам образцом стабильности и порядка. Ну а если мой оптимизм оправдается, либо мы войдем в фазу регенерации, то в стране будет на десяток хороших компаний больше. Что тоже неплохо.

И, наконец, третий способ: "Мы вместе с частью движения". Почему с частью? Как я уже доказал выше, никакая структура не способна подвести все движение под один знаменатель, а это значит, что предлагая ту или иную цель, автор может рассчитывать только на некоторое количество последователей. Поэтому и часть, большая или маленькая, но все равно часть.

И так, какие же цели можно достичь третьим способом. Если отбросить совершенно фантастические, типа "Просверление Луны огромным буравом", то их останется всего пять. Перечислю все в порядке возрастания вероятности успеха.

Честно говоря, проект создания партии равновероятен проекту просверления Луны, то есть, абсолютно невероятен. Я поставил его в список только потому, что некоторое время назад такая идея выдвигалась и обсуждалась. И сейчас я хочу объяснить, почему именно в РД создание политической партии невозможно.

Люба политическая партия создается для захвата власти, способом легитимным, или не очень, через революцию или выборы, короче говоря, так или иначе, рано или поздно, тем или иным способом, но, повторюсь, любая партия создается для получения власти. Однако каждый ролевик знает, что у мастеров игры и капитанов команд этой самой власти больше, чем у самого грозного диктатора. Для того чтобы проиллюстрировать этот тезис, сравним известного всем т. Сталина, и не всем, но известного т. Халбарада. В 1950 году, в период своего максимального могущества т. Сталин вдруг увлекся языкознанием и издал приказ по ВМФ, где, в частности, говорилось: "Приказываю именовать "Гак" - "Крюком", "Переборку" - "Перегородкой", "Комингс" - "Порогом"", ну т так далее. Так вот, этот приказ никто даже не пытался исполнить. А несколько лет назад т. Халбарад сказал: "Поскольку у нас эльфийская команда, то все мы будем на игре говорить только по-эльфийски". И вся команда честно учила эльфийский язык и честно пыталась на нем разговаривать. И не их вина, что ничего не получилось, просто приказ был невыполним. Так у кого же больше власти? У т. Сталина, невыполнимый приказ которого никто не пытался исполнить, или у т. Халбарада, невыполнимый приказ которого вся команда честно исполнить пыталась? Ответ очевиден. И любой ролевик, у которого взыграли властные амбиции, вместо того, чтобы париться со сбором подписей, регистрацией, поиском спонсоров, вербовкой членов и т. д., просто забабашит игру. А если у него кроме амбиций есть еще и необходимые способности, знания и навыки, то очень может быть, что игра получится. И жаждущий огребет этой самой власти по полной программе, со всеми ее прелестями.

Вероятность превращения РД в террористическую организацию ничтожно мала, но, тем не менее, отлична от нуля. Почему так? Дело в том, что РД, как любая хаотическая система, хорошо управляема извне. А это значит, что в определенные моменты ее можно развернуть в любую сторону, и превратить почти во все, что угодно. Причем этот тот единственный случай, когда в желаемом направлении будут двигаться все ролевики, независимо от того, хотят они этого, или нет. Чтобы найти желающих развернуть РД и способен это свое желание удовлетворить, поднимемся на уровень суперэтносов и присмотримся к Романо-Германскому. А конкретно, Западной Европе и США. Я полагаю, что не открою Америки, если сообщу, что это классические общества потребления, причем запросы этих обществ постоянно растут. Фишка в том, что удовлетворять свои запросы эти общества привыкли за счет других стран. Естественно, чем слабее страна, тем легче ее подчинить и ограбить. Именно поэтому Европа и Америка будут всеми силами гробить сильную Россию, точно так же, как они буду гробить сильный Китай, или сильную Индию. И деньги и возможности и умные головы там есть. И, как говорится, ничего личного. Они, может быть, даже очень любят отдельных русских, вот только сильная Россия им нафиг не нужна. Потому как мешает.

И как же эти редиски будут нас разворачивать? А вот так: Шаг первый. По всей стране создается сеть небольших фондов, благотворительных обществ, и пр. с одной задачей - целенаправленная поддержка движения, особенно команд милитари. Цель - максимально увеличить и укрепить боевую составляющую РД. Параллельно в СМИ проводится кампания по очернению ролевиков. Цель - создать крайне негативный общественный стереотип. Иными словами, добиться того, чтобы каждый прохожий на вопрос "Кто такой ролевик?" отвечал: "Это грязный, лохматый, укуренный маргинал-извращенец". Шаг второй: выкрикивается "Бей Ролевиков!". Натурально на этот призыв откликнутся личности, которым не важно кого бить, лишь бы бить, то есть гопники. Естественно, по всем полигонам пойдут драки. На этом этапе к "милитаристам" можно направить "опытных бойцов спецназа" (а можно и не направлять). Цель-закалить команды, превратить их в боевые подразделения, способные дать отпор любому противнику. Шаг третий. Спровоцировать несколько столкновений ролевиков с ОМОНом и постараться обеспечить победу ролевикам. Цель - разъярить милицию и вселить в ролевиков необоснованную веру в свою силу. Шаг четвертый. Добиться кровопролития, желательно со смертельным исходом. После чего можно отойти в сторонку и смотреть, как разъяренные милиционеры гоняют ролевиков, а ролевики не могут понять, почему именно меня, ведь я просто играю. Однако удивление быстро сменится обидой, обида - злостью, после чего появление взорванных автомашин, административных зданий и милицейских участков станет только вопросом времени, и, поверьте мне, очень короткого времени.

Разумеется, долго такое безобразие продолжаться не сможет - движению быстро свернут голову. Ролевиков частично покалечат, частью посадят, кого-то выкинут за рубеж, кого-то просто прижмут, но поставленные цели будут достигнуты: рейтинг президента упадет, в стране возрастут страхи и неуверенность, а значит, будет легче устроить еще какую-нибудь пакость. А то, что прольется кровь и множество судеб будет переломано, этим господам плевать с высокой горки. Помнится, еще в первую мировую какой-то политик сказал: "Мы будем драться за свободу Франции до последнего русского солдата". А с той поры эти господа мало изменились.

Однако, как я уже говорил, вероятность реализации этого сценария мало отличается от нуля. Во-первых, эти господа упустили время. Легче всего нас было развернуть в 03-05 годах, но похоже, что тогда они сделали ставку на "оранжевых". Во-вторых, самым слабым звеном в представленной цепочке является создание крайне негативного общественного стереотипа. Такую лажу трудно создать, но легко опровергнуть. Тем более что медленно но верно идет процесс создания стереотипа ролевика как вполне нормального в чем-то привлекательного, и, безусловно, положительного человека. Ведь далеко не все ролевики шифруются, довольно многие охотно рассказывают своим знакомым "как круто мы поиграли в эти выходные", но самое главное, вот уже два года, каждое лето в "Новостях" систематически идут сюжеты о ролевиках. Их содержание можно свести к формуле: "Смотрите, как интересно отдыхают эти хорошие ребята". Я не могу сказать, откуда тут дует ветер: то ли телевизионщики сами подсуетились, то ли им порекомендовали обратить внимание и похвалить, да это и не важно. Важно, что время работает на нас, а когда Ролевая Игра выйдет на экраны первого канала, реализация такого сценария станет абсолютно невозможна. Что нам и надо.

Вероятность реализации сценария N3 я оценить не могу, поскольку не знаю, насколько наши военные заинтересованы в появлении такой структуры, и заинтересованы ли вообще. Но, тем не менее, набросаю примерный сценарий. Если кто не помнит, расшифрую: ДОСААФ-это Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту. И занималось оно, как не трудно догадаться из названия, подготовкой призывников к службе в армии. Подобные функции у нас могут выполнять (и неплохо выполнять) стрейкеры-постъядерщики и, отчасти, милитаристы. Чтобы реализовать этот сценарий достаточно поговорить со старшими офицерами, согласовать программу подготовки, а если удастся дойти до министра, то, и плюшек выпросить, типа твердой гарантии что молодой человек служить будет именно в этой части, и он может даже приехать и посмотреть место своей будущей службы, и коечку увидеть, на которой через пару лет ночевать предстоит. Вот, примерно, так.

Большого количества ролевиков эта программа не оттянет, движение под себя никаким боком подмять не сможет. Так что, как говорится, никакого вреда, окромя пользы. И люди при деле, и армия крепче, и правительство уважает.

Покончив с прогнозами невероятными и маловероятными, перейдем к прогнозам, вероятность свершения которых я оцениваю как стопроцентную. Собственно говоря, прогнозы эти уже реализуются, правда, процесс этот только начался. Начнем со сценария N4. Для того, чтобы доказать его стопроцентную вероятность, разобьем его на две части. "Какова вероятность появления "Организации" и "Захотят ли ролевики такую "Организацию" создавать.

Как я уже говорил выше, Россия сейчас находится в фазе цивилизации, за которой могут последовать либо обскурация, либо регенерация. Но уникальность России состоит в том, что она, в отличии от других государств, не может позволить себе роскоши быть слабой. Мы можем быть либо сильными, либо мертвыми. Третьего не дано. Климат не позволит. Действительно, в центральной и особенно западной Европе вполне можно выкатить бочку на берег моря и философствовать. Проголодался? - Протянул руку, съел оливку и порядок. А у нас, если вышел жить на берег моря, будь любезен строить избушку, заготавливать дрова, ловить рыбу и бегать за зайцами, иначе - кирдык. Точно также и на уровне государства. Слишком суровый у нас климат, слишком много надо централизованных усилий, чтобы просто не вымерзнуть. Именно поэтому фаза цивилизации будет у нас короче, чем где бы то ни было, а вслед за ней пойдет регенерация.

Но фаза регенерации невозможна без "Организации", группы товарищей, которая объяснит населению, "куда оно должно идти и что делать" и, главное, "почему". Что же это за организация такая? Присмотримся. Структуру и название оставим авторам и архитекторам, ограничимся только перечислением функций. Самая громкая (но не самая главная)- морально-этическая. Это проповедь морально-этических ценностей, предъявление героев для подражания и антигероев для не подражания, а так же отпущения грехов, т.е. освобождение человека от чувства вины, комплекса неполноценности. Главной функцией такой организации будет сохранение национальной культуры, тех самых особенностей, которые позволяют человеку гордо говорить: "Я - русский", "Я- немец", "Я - поляк" "Я - бурят", и т.д. Кроме того, эта организация осуществляет образовательную, просветительскую, миссионерскую деятельность и является институтом социальной защиты. И это только наиболее значимые функции.

Конечно, такую организацию можно назвать церковью, но на все существующие церкви она будет похожа ровно в той мере, в которой я похож на Барона Паму. Для тех, кто не понял, даю словесное описание: Я - худой, высокий, частенько чисто выбрит и абсолютно никакой боец. Барон Пампа: высокий, очень крупногабаритный, бородатый и превосходный фехтовальщик. Но и он и я - Дмитрии, и, что характерно, оба Анатольевичи. Как видите, за одним и тем же именем могут скрываться очень разные фигуры.

Как только такая организация разовьется и окрепнет, она начнет вбирать в себя все доступные ресурсы. А поскольку РД лучше всех может решить задачу сохранения и возрождения национальной культуры, то оно и будет почти целиком втянуто в эту самую "Организацию". Действительно, какая еще система может вобрать в себя и грамотно представить Славянское Язычество, Православное Христианство, Мусульманство, Буддизм, и еще 70 лет Советской власти в придачу? Так что вопрос не в том, будет это, или нет, вопрос в том, кто первым это сделает. Поясню этот тезис на примере КВНа. Как известно, Александр Васильевич и сподвижники начинали свою карьеру в том старом, советском КВНе, и, естественно, возрождая КВН, они максимально сохранили все то ценное, что он успел наработать за десять лет своего существования при советской власти. Если бы восстановлением КВНа занялся какой-нибудь деятель шоу бизнеса, а в то время они тоже водились, то мы бы сейчас имели вечер дурацких вопросов и дебильных ответов, перемежающийся дрыгоножеством и рукомашесвом под фанероидное завывание очередной поп-звезды. И называли бы все это действо, естественно, КВН.

И так, я полагаю, вы согласитесь с утверждением, что вероятность возникновения "Организации" - сто процентов. Теперь следующее. Захотят ли ролевики такую организацию создавать. Тут мой прогноз запоздал, поскольку такую организацию УЖЕ создают. Это Московская группа "Игры будущего" и их КОМКОН. Их лозунг - "Сделаем мир лучше", типичный лозунг для подобной "Организации". Что из этого выйдет - покажет время, но начало положено, процесс уже пошел.

Вопрос о вероятности свершения сценария N5 правильнее было бы формулировать по-другому: "Почему до сих пор РИ не звездит в Шоу бизнесе?". То, что с помощью Игр можно делать деньги не для кого не секрет. Некоторые люди их делают, и некоторых из них мы знаем лично. Далее. Скажите, можно ли представить Игру как спортивное соревнование? - Да! А как некий детектив с интригами, квестами и т. п.? - Разумеется! А как историю о соединении двух влюбленных? - да как два байта отформатировать. А как мистическо-эзотерическое действо с привидениями и подвываниями?- Проще простого. А все вместе, так сказать, "в одном флаконе"? - Легко!!! Добавим сюда то обстоятельство, что главные действующие лица не профессиональные актеры, а обычные люди, и мы получаем мощнейшее реал-шоу, которому гарантированы фантастические рейтинги, а значит и лучшее время на главных каналах и бешенные бабки за рекламу. Остается открытым вопрос: "Кто это будет делать?". Если команда от РД, то мы можем надеяться на сохранение наших ценностей, если же за это возьмутся дельцы шоу бизнеса, то ветераны движения года через три-четыре будут с брезгливым недоумением вопрошать: "И как ЭТО можно называть Ролевыми Играми?". Но в любом случае игра - шоу оттянет к себе всех любителей просто тусоваться и большое количество не лицедеев.


Поведем краткий итог: В ближайшие годы РД ожидает дифференциация по стилям и направлениям, одновременно РД выйдет на системообразующий уровень, частью в шоу-бизнес, частью в "организацию". В каком виде оно будет там представлено полностью зависит от того, откуда будет исходить инициатива. Что же останется от РД, так сказать, "в сухом остатке"? немного. И проживет это не долго. Слишком мощные силы будут тянуть ролевиков к себе, и мало такому искушению не поддастся.

Как видите, прогноз не очень, чтобы очень. Но у нас есть время для маневра. Так что те, кому действительно дорого Ролевое Движение, засучиваем рукава, и вперед! Но делать это надо сейчас, поскольку когда на всех углах взвоют ораторы, проповедуя "Новое Учение", а по ТВ пойдет реал-шоу под названием "МИФ", или "ХИ", или "Осада Монсегюра", или даже "Макарена" (они и такое могут), делать что-либо будет уже поздно.

На этом месте любой человек может сказать: "Ну, хорошо, мнение автора, по поводу того, что делать нам, я понял. А вот что делать лично мне?" Попробую ответить на этот вопрос.

Сначала определитесь с тем, что хотите лично Вы. Если просто играть, то все прекрасно. И не надо париться и суетиться, просто играйте, получайте удовольствие от игры, и доставляйте удовольствие другим своей игрой. Если Вас не устраивает что-то в РД, то прекрасно, делайте свою команду, клуб, делайте свою Игру. Движению от этого только польза. Как говорится, "Больше игр, хороших и разных". Если Вы хотите делать на РИ большие деньги и звездеть на ТВ каналах - вперед, шоу бизнес вас уже заждался.

Лично я хочу, опираясь на Движение, создать "организацию". И если Вы разделяете мое хотение, пишите мне лично, встретимся, поговорим. Если Вы живете в другом городе, или..., то собирайте группу единомышленников. Первое, что нам предстоит сделать, это максимально подробно представить себе то общество, которое мы хотим видеть, общие слова, типа "Рай на земле" или "Общество социальной справедливости" не прокатят. Потом нам предстоит написать подробную инструкцию по созданию такого общества, так сказать, новую библию. Ну а потом нам предстоит все это воплотить в жизнь.

Ну что, господа, начнем писать?

И, в завершении, несколько слов не совсем по теме, но тем не менее. Очевидно, что для существования и успешного функционирования "Организации" нужны деньги. И очень большие деньги. Последние несколько лет я занимался поисками такого источника. И, знаете, нашел. Теперь я знаю, как можно сделать любую сумму и для "Организации" и "для кармана". Более подробно говорить не буду, отмечу только что деятельность легальная, полностью законна, и это НЕ сетевой маркетинг. Так что если Вам не помешает пара миллионов, Вы живете в Академгородке, или, в крайнем случае, в Новосибирске, то пишите. Встретимся, поделюсь секретом.

Мой адрес: ganfeld@nsunet.ru


Необходимое послесловие.

Этот текст написан уже после СИБКОНа-2008, и, разумеется, на окончательную редакцию повлияло то, что происходило на конвенте, и особенно то, что творилось на так называемом "семинаре". Некоторые положения стали более развернутыми, где-то прибавилось аргументации, но не в том дело. Сейчас я хочу пояснить, почему с таким предложением я обратился именно к Ролевикам.

Мы все прекрасно знаем, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Нам очень хорошо известно, что разные идеологические организации часто прибегали к помощи "товарища маузера" как к последнему аргументу в споре. И, естественно, мы все этого боимся. Однако, возникновение очередной организации неизбежно, и слишком велик страх, что убеждать своих оппонентов она будет с помощью пулеметов. Что делать? Выход один - создать такую организацию, которая никогда не возьмет в руки пулемет. За ненадобностью. Такое может быть только тогда, когда в распоряжении "Организации" есть способ, убеждающий собеседника лучше, чем автомат. Сейчас такой способ есть. Это - ролевая игра. Шутки шутками, но фраза "Что вы тут носитесь со своим Толкиным! Я сам там был и знаю, как все было на самом деле", при всей анекдотичности, имеет под собой некоторые основания. Повторюсь: хорошо продуманная, тщательно подготовленная и блестяще проведенная Ролевая Игра, убедит неверующего лучше и надежнее десятка пулеметов. А кто владеет искусством создания РИ лучше ролевиков? А?-Э-э-э!!! То-то и оно.

А что касается утверждения, что вся страна будет играть в Ролевые Игры, так это кажется смешным и нелепым только на первый взгляд. Ведь мода существует не только на наряды. В конце XIX века вся Россия повально увлекалась домашними театрами, тому осталось немало свидетельств. В 60-70х годах было принято летом ходить в турпоходы, а зимой вставать на коньки и лыжи. Сам был тому свидетелем. Верите или нет, но все горки вокруг Городка: и Лисья, и Кошары, и Семейная были укатаны лыжниками до зеркального блеска. Так почему бы стране не увлечься Ролевыми Играми? И весело, и прикольно, и для здоровья полезно.

12-18 февраля 2008 года.
Новосибирск.


Аудиозапись семинара на Сибконе-2008 выложена тут, 15.6 мб архив, 71 минута 45 секунд.

1Тыгдымка-игра, все действие которой сведено к боевым столкновениям. Происходит от слова "тыгдым", звук, который издает хорошо бронированная команда, целенаправленно движущаяся к месту схватки, или покидающая оное.