Приключения итальянцев в России

или

блеск и нищета майских игровых традиций столицы Сибири

(злободневные мемуары на тему игроцкого энтузиазма)

Приехал я, панимаешь, с нонешней макарены, прочел статью Кожаринова на lrpg.ru и воскликнул: "Блин! Про нас писано! Как живые - новосибирские традиционные игры на 9 мая!!!"

"Бывает, что Игру "вытаскивают" именно игроки, тогда как мастера подготовили игровую ткань, мягко скажем, слабо. Игроки допридумывают себе вводные. Заметим, сами, а мастера подчас даже не знают об этих вводных почти ни чего. Исходя из этих вводных, игроки и играют, задавая при этом порой высокую игровую плотность и порождая интересные сюжетные линии..."

(М.Ю. Кожаринов "Мета-игры" http://www.lrpg.ru/proects/virtu/meta.php)

Попытаюсь пояснить свою мысль в красках.

Речь пойдет в основном об итальянцах в России, но нужно сказать что все, кого мы встречали, были весьма аутентичны и взаимодействие с ними доставляло бездну удовольствия (к слову об игроках, делающих хорошую игру и интересные сюжетные линии)!

На макарену-2003 всерьез не собирался, потому что по графику должен был все еще находиться в это время в знойном северном городе Урае. За неделю до игры обнаружил себя в Новосибирске и подумал: "А почему бы и нет?" Прикинул что к чему и понял, что сыграть смогу в рамках заданной мастерами темы только то же, что и обычно: католического клерикального авантюриста (к этой роли я подготовился еще в 96 году и, судя по всему, это уже на всю жизнь).

Поскребя по сусекам и опросив заинтересованных лиц, решил что наилучшей партией в предстоящей игре для меня будет затесаться в свиту папского легата. Рома Бухаров, на которого была возложена эта святая миссия, возражений не имел. До Макара я не дозвонился. Юра Ермолаев возражений тоже не имел (а как иначе?) на мои вопросы о загрузе сказал: "Тебе все равно в Ригу ехать? Я там региональный мастер... приезжай на полигон - там разберемся." Поверив Юре на слово, я ехал на полигон с чистым сердцем. Но на всякий случай взял с собой книгу Е. Гергея "История папства". Как оказалось не зря: ни от Макара, ни от Ермолаева я так и не смог добиться загруза, поэтому пришлось грузиться самому...

"...материал Игры должен быть хорошо знаком игрокам. Легче всего это выполняется когда Игра идет по хорошо известной всем книге, компьютерной игре, фильму и т.д.. Сильные Игроки тогда сходу способны понимать друг друга, угадывать логику мира и сюжетную канву..."

(М.Ю. Кожаринов "Мета-игры" http://www.lrpg.ru/proects/virtu/meta.php)

Материал игры, без бэ, был знаком весьма. Полистав Гергея и правила игры (в которых, слава богу, приводилась весьма содержательная историческая сводка и хроника), вспомнилось следующее:

  1. Католическая иерархия находилась на пике своего могущества: еще не прошло и века с тех пор, как был провозглашен "Диктат Папы" и император СРИ Генрих IV в 1077 году ползал на коленях в Каноссу, чтобы выпросить у Папы Римского прощение грехов для сохранения своей власти.
  2. Основа главной интриги - экспансия немцев на восток - Тевтонский орден появился в 1098 году (меньше полувека тому назад на начало игры) и деятельность его, не освященная традицией, была крайне сомнительна (учитывая, что торцуют они, в числе прочего, вместе с язычниками и христиан схизматиков, отношение к которым у официальной католической церкви еще толком не сформировалось).
  3. Основа православия - Царьград - не имеет места быть, поскольку в результате IV крестового похода французско-немецкие орды, спонсированные венецианцами, захватили Константинополь, и на месте былой Византии имеет место быть "Латинская империя", где на начало игры все еще целиком и полностью властвуют европейские крестоносцы.

4) Только что отшумели альбигойские войны, а нонешний папа, Гонорий III, находится в настолько плохих отношениях с внуком Фридриха Барбароссы и действующим императором СРИ (Священной Римской Империи) Фридрихом II Гогенштауфеном, что оный вышеупомянутый с завидной регулярностью разоряет земли Романьи и Ломбардии в своих попытках обрести полноценную власть над Сицилией и Неаполитанским королевством.

Исходя из вышеперечисленных вполне исторических соображений, и не имея каких-либо мастерских ограничений и рекомендаций, я загрузил сам себя на следующего персонажа:

"Альберто Гольджи, младший отпрыск знатного венецианского рода, доминиканский монах, который прошел огонь, воды и медные трубы (неудачный венгерский крестовый поход 1218 года, на обратном пути из Палестины рулежки в среде "Латинской империи" крестоносцев на благо Рима + последние годы альбигойских войн - на стороне де Монфора, разумеется). Сей католический клерикальный авантюрист, оказавшись не у дел по окончании альбигойских войн, и не желая погрязнуть в императорско-папских разборках (бессмысленных и безобразных, как водится), был отправлен в поддержку папскому легату для инспекции деятельности тевтонского ордена в восточной Европе (о котором, надо полагать, в Риме имели весьма поверхностное представление при тогдашних коммуникациях.)"

Программа максимум: крестить Русь.

Програмама минимум: срубить бабок с "тедеска порка" (немецких свиней) и живьем вернуться в Италию.

 

Первый день.

Парад.

Команда подобралась колоритная: АБВГДейка.

А: ваш покорный слуга, Альберто Гольджи, католический клирик-авантюрист неопределенного сана родом из Венеции, секретарь при легате.

Б: мой послушник - Бенедикт.

Г и В: Гильермо (Вильгельм) Моденский - итальянский граф, папский легат (Рома Бухаров) - единственный из нас исторический персонаж, посему имел ввиду своей историчности (в отличии от прочих авантюристов в команде) - два хита на корпусе.

Д: католический агент в восточной Европе - Доминик (Пичча).

Собравшись таки вместе и устав домогаться мастерского загруза мы порешили следующее:

Покинув Латеранский дворец на воздушном шаре мы, не пересекая границ Рима посуху (для конспирации) добрались, божьей помощью, до конспиративной виллы на окраинах Венеции. Оттуда, перекладными... в конце концов добрались до Риги. Увидев Ригу, как банку со скорпионами (местный епископ супротив офицеров Тевтонского ордена), решили дать конфликту разгореться пожарче и поспешили отправиться на Святую Русь для оценки дальнейшего ея подчинения римскому Понтифику.

Во Пскове мы обнаружили:

а) Святое место в виде хутора псковского бортничьего Чуриллы (д`Аверк - Омск). Боговдохновенный медок + кабак в двух шагах - чашку супа донесешь до дому и не расплескаешь.

б) Нашего тайного агента Доминика на оном хуторе, который снабдил нас запасом расхожих итальянских слов.

Глоссарий (прямо-таки джентельменский набор Эллочки Людоедочки):

"Дентра латеста" - не берите в рот (рот - как частный случай головы... вообще-то - не берите в голову);

"Беллисимо!" - великолепно;

"Адажио аллегро модерато", "Крещендо" - странно-музыкальные термины непонятного значения;

"Тедеско, ва бене!" - немец, отлично!;

"Мама миа порка мадонна" - непереводимая игра слов;

"О темпера, о морес!" - о времена, о нравы (я подозреваю, что это скорее латынь, чем итальянский);

"Сик транзит глориа мунди" - это точно латынь, но эффектно без бэ: Так проходит славами мира!;

"Бон джорно, сеньоре" - типа, привет, господа;

"Ориведерчи" - оно понятно - прощевайте;

+

итальянские народные песни:

"Донна белла маре кредери кантаре..." - это я помню с детства - любимая фильма "Формула любви" про графа Калиостро;

"О сола, о сола мио сент кранто фе..." - от Ромы Бухарова;

и

"Аве мария, квенте дельменте сол..." - расхожая, панимаешь, итальянская ария...

Ах да! Еще мы знали две фразы по русски: "Загадочный душа рюсский мюжичок!" и "Прекрасный рюский девюшка",)

ХХХ

После обсуждения общей стратегии мы решили, что нам позарез нужно добраться до двора "Гретест Ипериор а`ля Рюс" - во Владимир, к великому князю Ярославу. Псковский бортничий Чурилло (д`Аверк) взялся помочь нам в нашем не легком деле и подвязался проводником и переводчиком.

В Новгороде, при попытке пересечь реку, зареченские жители (Красноярск) попытались нас то ли пленить, то ли порешить. Звали в шатер для приватной беседы, но наш проводник успешно нас отмазал и дошли до мы города до Суздаля беспрепятственно. В Суздаль, впрочем, заходить не стали - во избежание.

Во Владимире нас беспрепятственно, по первому требованию, провели прямо к "Гретест Ипериор а`ля Рюс" (Янус - Новосибирск), где мы, благодаря искусному переводу нашего проводника и присущему итальянцам обаянию, получили великокняжеский иммунитет для торговли и перемещения по Руси. Грамоты, впрочем, нам никакой не дали. Янус сказал: "Тот, кто мое княжеское слово поставит под сомнение - смерти предан будет"

Окрыленные сим блатом мы отправились в Перяславль-Залесский. Но там нас ожидало разочарование: "Гретест Дьюк а`ля Рюс" - Александр Ярославович (Арман - Томск) не изволил нас принять, а послал вместо себя попов. Немного повздорив с оными попами по теологическим вопросам мы отправились восвояси так и не повидав того, кто был наречен Невским (представляете себе скорбь "итальяно туристо облико морале" по недостижимой достопримечательности?).

Миновав Владимир (в котором нам уже было ловить нечего) мы пошли до Суздаля, где надеялись найти понимание в лице младшего "Гретест Дьюк а`ля Рюс". Не тут то было. Тема Израилов, как бы княжеский отрок 14 лет, изволил лежать в стельку пьян во своей палатке, так что нам пришлось общаться с его гофмейстером (верховно-уполномоченым баярином) и толку от этого было мало.

Опуская пикировки с парой русских протопопов по дороге, дошли мы таки опять до Новгорода и вознамерились осушить жажду при помощи тамошнего кабака. Но не тут-то было! Пришли зареченские (Красноярцы) и взяли нас таки в полон, не дав толком расплатиться за взятую в кабаке выпивку.

В полоне зареченском мы пробыли недолго. Зареченские посадники сорвались в конце концов на какую-то знатную сечу, оставив с нами (связанными) всего одного тюремщика. Тут-то приключения итальянцев в России и начались по-настоящему!

Пришли знатные русские ушкуйники (Леша Гридин, Леня, Телкон), посекли охранника (за неимением в посаде ярковыраженных ворот) и выкрали "итальяно туристо облико морале" из посадского плена... и уволокли во свои во леса.

Знатным "итальяно туристо..." удалось убедить знатных русских ушкуйников, что им больше чем "ботла пива" с римских конспираторов ловить нечего. Русские ушкуйники оказались незлобливые и покладистые. Они сопроводили графа Гильермо Моденского с присными до псковского кабака и даже снабдили меня конспиративной русской рубахой, чтобы не размахивать проходя мимо Новгорода моей приметной бархатной рясой. В кабаке псковском и произошел расчет - ботл пива за три католические души (четвертый - Доминик (Пичча) изволил уже где-то без следа законспирироваться в виде русского юродивого по дороге из Владимира в Перяславль-Залесский).

Самое смешное, что при выходе из псковского кабака знатные итальянские конспираторы столкнулись нос к носу с зареченскими новгородскими бандитами, вернувшимися из набега, которые тут же взяли их в полон вторично, вернув, так сказать, свое.

Впрочем, они опять оставили своих итальянских пленников в распоряжении неблагонадежных сторожей, которые за три курительных палочки отпустили их восвояси (сиречь в Ригу).

Итоги первого дня: вопреки ожиданиям, Русь представляет из себя цельный конгломерат, не взирая на то, что на слово великого князя Ярослава всем плевать. Между княжествами серьезные военные раздоры невозможны без сильного экономичесого давления (по причине отсутствия экономики на игре - тем более невозможны). Игра в соотношении максимум 50 тевтонских мечей супротив минимум 200 русских - это смех.

 

Второй день.

Наученные горьким опытом, католические конспираторы не спешили покидать пределы Риги и вообще пытались не лезть на рожон, выяснив у Макара, что ничего, кроме "покровительства святой римской католической церкви" русским князьям мы предложить не можем (даже денег нам выдать отказался).

После общения с Макаром на тему рычагов давления наша игра и закончилась.

Т.е. действия какие-то еще были, но вся АБВГДейка трезво осознала, что мы есть католическая авантюрная мебель - фон и приправа к предстоящей великой сече, в которой поучаствовать толком не сможем по причине безоружности. А агент 17 - Доминик (Пичча), протрезвел поутряни настолько, что вообще решил отправиться в Рим с отчетом (попросту - уехал домой).

После отъезда Доминика мы сперва развели архиепископа (Ральф - Москва) с тевтонским магистром. Выслушали архиепископсую исповедь (кстати, большой поклон Ральфу - очень приятно поиграть с хорошим игроком, даже если особого взаимодействия и противостояния по игре не получается). Воцарился мир и согласие - на этом инспекция папского легата благополучно завершилась.

Ближе к полудню случилась оказия: тевтонцы собрались в поход на Суздаль. Они долго собирались и наконец вышли, заодно сопроводив нас мимо ушкуйниковского гнезда до дороги на Псков (архиепископ, кстати, как человек благоразумный, никуда не пошел, оставшись в неприступной Риге).

Во святом месте (у псковского бортника Чуриллы) провели весь день, где мой шеф, Гильермо Моденский, притомился с псковского медку. "Мессер Гильермо устал" - сказали мы с Бенедиктом и оставили его поспать в новгородском посаде (с зареченскими мы уже успели сойтись характерами и даже они поняли, что с "итальяно туристо..." бабла не срубишь, а поют итальяны так жалобно: "Уно-уно-уно уно моменто!"). Сами же отправились искать еще приключений.

Пытались вразумить, усовестить и подбить на бунт принца датского Кнута, изнывающего под пятой русских захватчиков ("Наш ГамлЕт!" - называли его новгородцы). Но внушительный новгородский наместник в Таллинне (Сеган - Красноярск) глядел на нас косо, и мы с Бенедиктом спешно удалились несолоно хлебавши.

Потом к вечеру я, Альберто Голджи - католический клерикальный авантюрист, даже без ножа в рукаве, таки вляпался по самые помидоры в великую сечу, оказавшись запертым в осажденном Полоцке вместе с гарнизоном. Собственноручно поливал кипятком с полоцкой башни на голову "Гретест Ипериор а`ля Рюс" Ярослава во время взятия Полоцка (и ведь попал!,)), и пел для воодушевления тевтонскогого войска "Аве Мария" с той же башни (почти как Буаноротти;)) А потом, когда все "тедеска" полегли, а французского крестоносца Андрюшу Валькурова (Корсар - Москва) взяли в полон, я тихонько надевать конспиративный русский рубаха, дареный русскими ушкуйниками, и ускользать через ряды русских оккупантов в Ригу беспрепятственно.

Вечером (сиречь зимой, по игровому) знатный боярин новгородский Василий Буслаев (Ящер) учил меня главным русским словам: "Аап чьом рьеч?" и "Тьятьенка не трокаая мьеня - дьенег мальо совсем" и сопровождал по дороге до новгородского посада, где я проникал на конспиративный зареченский новгородский тусовка;)))

А потом, совсем зимой, добираясь до Риги, мы обсуждали с французским рыцарем-крестоносцем, возвращающимся из плена, этичность поименования Ярослава, которого я собственноручно облил кипятком, как "Грейтест Ипериор а`ля Рюс". Андрей Валькуров утверждал, что аутентичней будет "Руа а`ля Рюс". Но я с ним категорически не соглашался, видев своими глазами раздробленность русских княжеств подобной раздробленности княжеств СРИ (Священной Римской Империи)...

ХХХ

И создается у меня впечатление, что мы с Ромой Бухаровым не одни такие умные и обделенные на нонешней макарене. Покажите мне пальцем того человека, который не загружался самостоятельно на самостоятельно добытых материалах? Или покажите мне пальцем человека, с которым мастера проводили долгую доигровую проработку? Я подозреваю (по общему впечатлению), что все, что достигли игроки нонешней макарены - это результат их личных усилий в рамках заданной мастерами темы.

И не нужно мне доказывать, что 13 век во всей его полноте придумал Макар. У Макара просто есть клевый ненапряжный брэнд - историческая игра на 9 мая. Всю работу делают игроки (исключая завоз дров и обеспечение кабака, на которые собираются взносы).

ХХХ

Казалось бы: что может знать о наших сибирских реалиях хоть и не простой, но московский преподаватель с Хавской, который, я подозреваю, за Урал не выезжал ни разу? Так нет же! Послушайте его и вы увидите наши макарены во всей их красе:

"Интересно, что часть мастеров сознательно идет на то, что бы игра вытягивалась таким образом самими игроками. Даже существует особая мастерская идеология, провозглашающая такое положение вещей, как своеобразный идеал, к которому надо стремиться: "Мастер должен всех пригласить, создать условия и самоудалиться или быть статистом".
Задача мастера тогда сводится к выбору книги, фильма, или конструировании узнаваемого игрового контекста... заманить сильных игроков, распределив их по сетке ролей и сгруппировав на начало игры по выделенным игровым точкам.

...Такие ориентированные на сильных игроков мастера, как правило, не часто конфликтуют с ними, полностью отдавая Игру на "разделку" игрокам.
Нередко при этом большинство, в особенности молодежь, оказывается довольно таким положением вещей, ведь Игра оказывается непровальной и порой достаточно динамичной и антуражной...

Проблема же состоит в том, что такие Игры оказываются "как две капли воды похожими друг на друга", при небольшой корректировке имен и географических названий и вскоре становятся до невозможности скучны. Скучны тем самым сильным игрокам. Даже удовольствие от них становится каким-то плосковатым: очередной раз развели лохов, славно порубились, блеснули нарядом и культурой и т.д.. Ни какого движения вперед ни для себя, ни для других они не предполагают. Бег по кругу."

(М.Ю. Кожаринов "Мета-игры" http://www.lrpg.ru/proects/virtu/meta.php)

Я тут в предыдущей своей статье ("Гнезда Химер") приводил в качестве примера игры, которая выезжает на энтузиазме игроков - игры Ангора. Но "макарены" - это более яркий пример такой игры.

Я не могу сказать, что я не получил от Макарены-03 своего удовольствия. Описанные выше приключения итальянцев в России - это вполне достаточно, чтобы признать игру удовлетворительной: все играли. Но если бы мастера вложили в игру что-то большее, чем заявить место, время и тему - ИМХО, могло бы получиться нечто большее чем "тематическая встреча старых друзей после долгой зимы в Новосибирске на историческом материале + костюмированная пьянка в лесу".

P.S. Прошу не воспринимать данную статью, как сугубый наезд на создателей макарены и макарены как таковые в целом. Это конечно наезд, но не сугубый совсем ;) "Макарены" - это наше уникальное новосибирское явление - многие лета макаренам! Фангорн, вот, говорит, что снимать ему больше на территории России в это время года нечего. Но нельзя же стоять на месте десять лет вподряд!!!

Организация мероприятия была на высоте. Особенно я был в восторге от кабака за реальные деньги. Знал бы я о нем по материалам сайта заранее, то не повез бы с собой столько консервов, а привез бы побольше денег,).

Все, что было выше - это конструктивная критика, ежели че.

Может попробуем в рамках нашей традиционной майской уникальности двигаться куда-нибудь дальше?

СУГУБЫЙ КОНСТРУКТИВ

О прошлом годе доходили до меня забавные слухи:

Макар собирается делать игру про осаду Константинополя крестоносцами. Причем крестоносцев предполагается делать классическим мастерским составом макарен, а Константинополь и его внутренняя отдается на откуп "фэнтезийным" мастерам Новосибирска (Рауль, Дракула, Динка-Совесть)...

И такая надежда повеяла, помнится, от этих слухов! Ведь правда же: можно совместить традицию макарен с тем лучшим, что успели наработать ролевые игры в области интриг и социалки! Хрен с ней с магией! Даже на реальном историческом материале, без метафизики, можно оторваться и без нее гораздо полнее и эффектнее, чем это было раньше.

Неужели это были только слухи? Неужели уникальное сибирское явление так и не выйдет на новый уровень и будет продолжать вариться в том же соку, что и девять лет назад?