Скауты, или "Банда Робин Гуда" в 1874 году (К вопросу об истории ролевых игр в России)
Скауты,

или "Банда Робин Гуда" в 1874 году


(К вопросу об истории ролевых игр в России)

Читая многочисленные статьи ролевиков по истории Ролевого Движения в России я заметил часто повторяемые утверждения, что до "Хоббитских игрищ" 1990 года в России "ролевых игр" не было. Ну, сначала я посмеялся, потом задумался. Какое-то мощное "иваново-не-помнящее-истории" получается. Решил вот материал накатать на тему, что было до того, как кто-то Толкиена прочитал.

Что такое "ролевая игра"? Игра она и есть игра, что тут объяснять. Главное в игре, как писал В.Даль в своем "Толковом Словаре" - это "шевелиться туда-сюда" (см. Словарь Даля). Все же, ролевая игра имеет два главных признака, о которых надо сказать особо. 1 признак - распределение ролей (героев) между участниками игры, действие игры разворачивается на природе (желательно), имеется сюжетная линия. 2 признак - в процессе ролевой игры генерируется (моделируется) некий вымышленный игровой мир.

Думаю, что первые ролевые игры в современном понимании этого слова состоялись в США в 1874 г., когда 14-летний мальчик Эрнст Сетон-Томпсон собрал "племя индейцев", переименованное затем в "банду Робин Гуда". Книжки Сетон-Томпсона есть в любой электронной библиотеке. В 1902 г. уже известный ученый-натуралист, писатель и художник Э.Сетон-Томпсон основывает движение "Индейцев-знатоков леса"(Woodcraft indiens), где моделируется мир аборигенов Северной Америки, проводятся многочисленные ролевые игры в индейцев и трапперов. Это движение медленно распространялось по Америке, но не стало организацией. Когда в США в 1910 году появились скауты, Сетон-Томпсон поддержал новое начинание, а когда в 1916 году была создана организация бойскаутов Америки он стал ее первым Старшим скаутом-мастером.

В 1907 году британский генерал-майор Роберт Баден-Пауэлл с группой пацанов (22 человека) устраивает на острове Браунси 10-дневный палаточный лагерь, где помимо всего прочего проводятся ролевые игры "в разведчиков", "контрабандистов", "охота на льва", "индейцы и трапперы" и т.д. Русский журнал "Природа и люди" в 1915 году писал:
"После бурской войны Баден-Пауль переехал в Англию и поселился у себя в графстве Суррей. Здесь, на досуге, он наблюдал игры мальчиков и заметил, что любимые их игры - игры разведочного характера, в которых они подражают героям Майн-Рида и Фенимора Купера. Баден-Паулю пришла мысль принять участие в этих играх, дать детям знания, необходимые для разведчика, а также внушить им высокие понятия чувства долга и любви к ближнему. Он тотчас же осуществил свою идею. Мальчики с радостью подчинились ему, и он начал с ними играть в разведчиков. Играя, он научил их любить природу, угадывать погоду по признакам, находить дорогу по солнцу и звездам, уметь распознавать различные следы, определять на глаз расстояния, знать сигналы и нести разведочную службу".

В России неорганизованные подростковые ролевые игры в индейцев были популярны в любом уездном городке еще в конце 19 века - об этом можно найти, например, отрывочную информацию в различных мемуарах политических и культурных деятелей того времени. В 1908 году в Бахмуте Екатеринославской губернии было положено начало движению "детских потешных отрядов", организованных по примеру полков Петра I. "Потешные" были вооружены деревянными ружьями и проводили военно-спортивные ролевые игры на природе, воссоздавали исторические баталии и т.д.

30 апреля 1909 года в Павловске под Петербургом штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов собрал первый патруль российских скаутов - "Бобры". Этот день считается днем основания российского скаутинга, в основе которого проведение ролевых игр на природе.

В 1912 году в Петербурге проведен смотр нескольким тысячам "потешных" со всей России. В параде принимали участие скауты О.И. Пантюхова из Царского Села. Летом 1912 года в Лахте (теперь Финляндия) был проведен первый русский скаутский лагерь для петербургских скаутов под руководством В.Г.Янчевацкого. В лагере активно проводились ролевые игры, конечно, не в эльфов и гномов, но ведь играли!

В годы революции и гражданской войны скауты в основном встали на сторону Белой Армии. В Советской России на смену скаутам пришло пионерское движение с военно-спортивной игрой "Зарница", которую конечно ролевой игрой назвать невозможно, но элементы ролевой игры все же были и у нее (это прежде всего раздел на команды, "война" за победу и т.д.).

В 1980 году начинается движение советских индеанистов - поклонников ролевых игр в индейцев (материалы индеанистов можно найти на их сайтах). Ежегодно проводились Пау-Вау (под Ленинградом, Киевом и других местах), на которых сотни людей устраивали индейские лагеря, ставили вигвамы, преображались в индейцев и полностью уходили в Мир краснокожих Северной Америки, достоверность которого кстати в тысячи раз выше, чем любые фантастические миры.

После краха СССР в новой России возрождается скаутское движение. Вот например типичные ролевые игры современных скаутов. Первая игра ("Гномы, эльфы, великаны") - это простенькая игра типа пионерской "Зарницы", далее следуют ролевые игры "на выживание" и с более замысловатым сюжетом ("Охота на волков", "Чужие", "Spaceman") и в завершение - ролевые скаутские игры по мирам Урсулы Ле Гуин.


ГНОМЫ, ЭЛЬФЫ, ВЕЛИКАНЫ

(ролевая игра воронежской организации "Искра". 2000 год).
Возраст: 13 - 17 лет
Играющие: 3 команды по 10 - 12 человек
Местность: лесистая, игровой полигон - квадрат 500 * 500 метров
Участники игры делятся на 3 равных по количеству человек команды. Одни будут гномами, другие - эльфами, третьи - великанами. У каждой команды есть свой фирменный знак, отличающий ее от других (он известен всем).
Эльфы и гномы прячутся в игровом квадрате 500 * 500 метров. Все эльфы, также, как и все гномы, должны находиться недалеко друг от друга. Каждая из двух команд имеет право занять квадрат 100 *100 метров. Квадрат эльфов и квадрат гномов маркируется маленькими листами белой бумаги по периметру квадрата через каждые 10 -15 метров. В любой точке своих квадратов эльфы и гномы обязаны установить на высоте 2 - 2,5 метра опознавательную "башню" (свернутый цилиндром ватманский лист бумаги) с нанесенным на нее "фирменным знаком" команды.
Через 20 минут после начала игры великаны выходят на поиск гномов и эльфов. Двигаясь по лесу в свободном направлении, великаны ищут любой из двух квадратов. (Команда передвигается в полном составе, не разбиваясь на группы). Все команды играют молча.
Заметив маркировку какой-нибудь команды, великаны могут войти внутрь игрового квадрата команды и напасть на нее.
Как только великаны увидели опознавательную башню и знак на ней или осадили хотя бы одного игрока команды противников, они могут выкрикнуть название команды ("Эльфы" или "Гномы"). С этого момента участники команды, на которую напали, могут лишь прятаться от нападающих на территории своего квадрата, им запрещено нападать в ответ, они могут только обороняться. Защищающиеся эльфы или гномы могут убегать от противника, перемещаясь только в рамках своего квадрата. Убитым считается тот игрок, которого осалили. Такой игрок отдает свою косынку победителю и выходит из игры.
Заслышав шум битвы, вторая команда прячущихся может бежать в квадрат, где происходит сражение, на помощь обороняющимся. Как только игроки команды пересекают маркировку квадрата, они могут выкрикивать свое название. С этого момента и та команда, которая только что подошла на помощь, и та, которая оборонялась, могут нападать на великанов. А великаны имеют право, не нападая, только спасаться бегством, перемещаясь в пределах квадрата, в котором они находятся.
Побеждает та команда, которая поймала как можно больше противников, и в то же время меньше погубила собственных жизней за отведенное время.
Лучше организовать три тура игры, чтобы каждая команда могла попробовать себя во всех ролях: и великанов, и гномов, и эльфов.

"Охота на волков"

(абаканские скауты, 2002 г.).

Лето в разгаре, и каждый желает наполнить эти теплые дни незабываемыми впечатлениями. Для скаутов же - это обычно время познания себя, познания окружающего мира и сотворения полезных дел. Этим летом небольшой абаканский скаутский отряд "Снежный барс" (не путать с Хакасской республиканской скаутской организацией) провел свой очередной палаточный лагерь совместно со скаутами и лютеранской молодежью из Новосибирска, Саяногорска, Туима, Борца и Власьево. Если в прошлом году в программу подобного лагеря входили астроархеологические наблюдения и исследования совместно с новосибирским академиком Виталием ЛАРИЧЕВЫМ на знаменитых Сундуках, то в этом году во главу угла ставилась ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ, которая проходила в окрестностях села Ефремкино на Тохзасском хребте (Ширинский район).

Прежде чем начать повествование об увлекательной игре "Охота на волков", стоит уточнить, что "Снежный барс" выехал в лагерь неполным составом, ибо многие скауты сдавали выпускные и вступительные экзамены, поэтому было решено пополнить поредевшие ряды ребятами, желающими попробовать себя в нелегкой школе выживания на природе. Бессменным лидером и организатором подобных лагерей с элементами скаутинга является пастор лютеранской церкви, опытный скаут-мастер Павел Заякин, который организовал сначала инструктивный сезон для лидеров, и лишь потом заезжали все участники.

Настал день "охоты" - позади уроки и тренировки. Три отряда: "Форсаж", "Скифы" и "Crazy Town" образовали пять патрулей. Им предстояло сыграть роль волков, а это значит: имея при себе минимальное количество пропитания, без палаток и спальников выйти к определенному квадрату, не попавшись в ловушки преследовавших их "трапперов", то есть "охотников". Команда "трапперов" состояла из инструкторов и лидеров. Два дня под непрекращающимся дождем "волки" пытались уйти от настигающих "охотников", избегая всевозможных ловушек. Выжить хотелось всем, и некоторые патрульные - "вожаки стаи" - завели своих волков совершенно в другую сторону. Так вся стая "Crazy Town" выпала из квадрата игры и бесследно исчезла. Военный совет посовещался и решил игру не прекращать, а "трапперам" потерявшейся стаи приступить к тщательным поискам "волков". Все обошлось благополучно, стая нашлась. Просто они пошли не тем путем и не в ту сторону.

В конце игры "волки" открыли "ночную охоту": они искали спрятавшихся в лесу "трапперов". Каждый найденный "траппер" стоил три жетона. В три часа ночи объявили перемирие, и все пошли спать. Наутро все стаи стартовали в одном направлении и по одному маршруту к месту под названием "Скала совета". Там, в заданном квадрате, ориентируясь по тайным знакам, необходимо было найти и расшифровать записку. Когда каждый патруль расшифровал свою часть записки, все вместе получили: ДОВЕРИЕ.

Так закончилась многотрудная, но полезная игра. Победителям вручили призы, достойные настоящих "робинзонов": охотничьи ножи, в рукоятке которых наряду со всякими необходимыми для похода мелочами есть и компасы; кому-то достался таежный камуфляжный костюм, и, конечно, все получили значки лагеря "Доверие - 2002" и незабываемые воспоминания.

Поделиться этими воспоминаниями я попросила абаканского скаута, патрульного отряда "Форсаж" Николая ТОПОЕВА. Вот что он поведал:

- На мой взгляд, лагерь удался, потому что он не был бесполезным уроком для тех, кто приехал туда. Мы получили массу интересной и познавательной информации о горах, растительности и живности, которая обитает в этих краях, но кроме этого у нас была возможность оказаться в искусственно созданной экстремальной ситуации и попробовать всякие травки вместе с ползающими букашками. У нас был очень жесткий режим дня, а свободного времени - только четыре часа, которые также уходили на общелагерные дела. Если ваш отряд дежурный, значит нужно приготовить общий костер, вместе с тем, каждый отряд должен был готовить театральное представление, причем миниатюрные сценки были каждый вечер. За это время также нужно было постирать и высушить вещи, очень часто по ночам шел дождь и все, что ночью сушилось, было еще мокрее, чем прежде. А дождь шел почти каждый день, он поливал часто, но мелкими каплями, нужно было сварить ужин, убрать территорию своего лагеря - за чистоту давали жетоны. Больше всего доставалось девчонкам из нашего города: они спали именно на том месте, где большая палатка протекала, и они очень часто проводили ночь в своих сырых спальниках.

Многие люди "недоедали" и не всегда справлялись с топором. Симпсон - лидер отряда "Крэйзи Таун" - не справился с топором и чуть-чуть поранился, после чего весь лагерь ходил и напевал что-то похожее: "...Симпсон пошел в лес по дрова, топором поранился, вылезли глаза...". Театральные представления занимали если не первое, то второе место у обывателей лагеря, наш отряд придумывал песни о смысле жизни и создал словарь-справочник, состоящий из шести песен на любой случай. "Скифы" переделывали сказку об Иванушке Дурачке и Царевне Лягушке, куда были впутаны и Кощей Бессмертный и Змей Горыныч. А вместо дохленького Ивашки роль Терминатора играл известный в лагере юморист Павел Марьясов, который три года занимался восточными единоборствами и реслингом. Да разве все перескажешь?

Я считаю, подобные лагеря - это хорошая школа для настоящих мужчин. Хотя и девчонки тоже вели себя достаточно мужественно.


СКАУТСКАЯ НОЧНАЯ ИГРА

"ЧУЖИЕ"

(ролевая игра белорусских скаутов)

Рассказывает АЛЕКСЕЕНКОВ АНДРЕЙ - скаутский лидер, 32 года.

Вся монотонно разнообразная живность ночного скаутского лагеря вываливается на встречу экипажа космического корабля, много лет бороздившего бесконечные просторы Вселенной. В самый разгар торжественной встречи покорителей Космоса из леса раздается тревожный сигнал SOS. Народ бросается в лес и обнаруживает мальчика, подающего сигнал бедствия и сидящего рядом с ним слепого старика, который сообщает всем о том, что на землю проник "Чужой". Старик также рассказывает землянам о том, что ровно в полночь "Чужой" проснется в одном из членов экипажа, и тот начнет заражать всех подряд, хватая свои жертвы за горло двумя руками. Новоиспеченные "Чужие" тоже начнут заражать всех встретившихся им на пути землян, и так на протяжении всей ночи в лагере будут гибнуть люди, превращаясь в страшных чудовищ. И нет никакого спасенья от этой напасти, можно только убегать от каждого шороха, прятаться в лесу от каждой тени, крепко зашиваться в палатке и молить Бога о том, чтобы он дал тебе шанс дожить до утренней линейки и не позволил сомкнуться на твоем горле двум страшным рукам. После подачи свистка на утреннее построение в лагере объявляется перемирие, и чужие уже не могут заражать землян. Чудом оставшиеся в живых земляне составляют одну команду, а все остальные обитатели лагеря - команду "чужих". Обе команды повязывают на руки галстуки-жизни и в последнем смертельном бою решают, кто же станет хозяином на этой Земле.

Примечания и дополнения по проведению:

Жизнь, в который раз уже доказала, что все гениальное просто! Сколько я мучался и пытался придумать фоновую игру, которая бы шла на протяжении двух-трех дней, но ничего не выходило. То правила были слишком заумными, то игра получалась нудной и играть в нее, живя обычной скаутской лагерной жизнью, не получалось. В итоге решил немного сжать временные рамки и... Сама атмосфера моей тогдашней жизни толкнула меня к этой игре. В столе лежала ролевая игра на три дня про "Чужих" и провести ее с теми людьми, с которыми я мечтал стало уже невозможно. Искромсав все навороты оставил только один - хватать за горло! Потом придумал красивую историю, подумал, что я и так командир этого лагеря и вполне достаточно с меня и этой игры! Если бы я знал...

Настал день игры... Вышел я перед очередным вечерним швом на публику и рассказал коротко, что сегодня будет "ночнушка" и что правила простые. Выбираем "Чужого", он хватает народ за горло и заражает и так до утра. Кто останется "живым", то на утренней линейке будет "мочиться" с командой "чужих". Все очень смеялись... А мы - пять членов экипажа - ушли в лес и стали раздавать колоду карт. Лица были серьезные и сосредоточенные, никто себя не выдал. До начала игры оставался час... Час прошел незаметно, да и шов выдался довольно занимательным, короче все забыли про то, что уже идет ночная игра! Потом как-то начались незаметные шебуршения в кустах, кто-то куда стал уходить, перешептываться. Наконец, объявили отбой и... игра началась по полной! Оказывается к этому моменту половина лагеря уже была перезаражена, но руководитель у "чужих" был больно умный (Вьюн), так что об этом до поры до времени никто не догадывался. Заражали незаметно и самых сильных и нужных. Вообщем это было что-то. Если хотите узнать что, попробуйте сыграть сами.

Надо отдать должное "своим" - они честно оборонялись, прятались, защищались, но как только их заражали с таким же рвением накидывались на "своих" недавних собратье, что все диву давались. Я же, к моему стыду, так устал, что решил, ну его все к черту, пойду спать, но пока спишь, то могут заразить, а начальнику лагеря как-то негоже сдаваться, ну я и зашил палатку изнутри - наивный. Проснувшись в 4 утра я увидел как на такую же палатку движется толпа человек десять, окружает ее и все... Несколько минут борьбы и все кончено. Хотелось бы выразить признательность "чужим" - они решили не рвать мою новую палатку, а издали распоряжение Андрюху не трогать, а оставить на закуску, то есть на линейку. Посмотрим, как он будет один против всего лагеря воевать.

Пришло утро и я в окружении "чужих", которые уже откровенно и не стесняясь подходили и ощупывали меня, проверяя готов ли я к решающей битве, прикидывал как "умереть" так, чтобы побольше этих подлых тварей унести с собой, но... Вообщем, ребята, которых тогда в четыре утра заразили в палатке, позвали меня играть в футбол. Мише, Лене и Аруту я всегда доверял и никаких задних мыслей за ними даже не предполагал, тем более было распоряжение - меня не трогать. Но, за то, что им все там в пылу борьбы переломали "Рыси" после очередного забитого мной гола вроде как подошли поздравить и с диким криком накинулись на мою шею. Я даже сообразить не успел ничего. Вот так и закончилась эта игра, которая потом имела кучу продолжений и до сих пор вспоминается, как одна из лучших...


СКАУТСКАЯ НОЧНАЯ ИГРА (белорусские скауты)

"ЛЕГЕНДА О SPACEMANе"

Это ночная игрушка для скаутов среднего и старшего возраста. Играющих можно делить по патрулям, командам или каждый скаут может играть за себя. Каждой команде (игроку) выдаются карты местности с указанием месторасположения маленьких костерков в ночном лесу. Задача играющих (команд) состоит в том, чтобы прокрасться в ночном лесу от одного костра к другому. Возле костров скаутов ожидают лидеры и записывают время прибытия. В промежутках между кострами в лесу прячутся лидеры, задача которых - засечь крадущихся в ночи скаутов. Если скаут или группа скаутов обнаружена, они выбывают из игры. Игра проводится на большом участке леса с довольно длинными расстояниями между кострами. В упрощенном варианте игры можно сделать только два пункта - выбытия и прибытия, и сократить расстояние между ними. Ну а причину столь нетривиального названия игры ты, мой любопытный скаутский друг, узнаешь чуть ниже ;)

Рассказывает СЕРГЕЙ (ВЬЮН) АБЕЛЕВ - скаутский лидер, 34 года

Если не изменяет мне в очередной раз суровый мой спутник последних лет - прогрессирующий склероз, игру эту мы проводили в традиционном летнем лагере "Остров сокровищ" (сокращенно - "Пираты"). И убей меня шайтан, если я вспомню, как она (игра) изначально называлась, и кто ее предложил. А вот почему она известна под вышеначерченным именем, это и есть тема сего воспоминания. Для того, чтобы тебе, брат мой во скаутинге, было все гораздо более понятно, надобно мне сделать несколько лирических отступлений от повествования.

Отступление первое. В каждом нашем лагере совершенно естественно создается что-то типа "микромира" со своим климатом, внутренними приколами, всеобщим "западом" на тупые шутки или песни. А в то знаменательное время весь лагерь разом запал на песню краснознаменного коллектива "Манго-Манго" под названием "Таких не берут в космонавты". Проклятая песня впилась в голову ехидным клещем, и этот факт не замедлил сказаться на последующих событиях.

Отступление второе. Вам надо знать нашего Алексеича (Он же Вадим, еж, Гоша, основатель Союза Гомельских Скаутов). Этот пожилой (по скаутским меркам) матерый человечище кроме всех своих прочих замечательных качеств служит эпицентром разного рода прикольных историй, одна из которых и дала начало "Легенде о Spacemane".

Итак. Место действия: Глухой лес в Гомельской области. Время действия: 02.30 ночи. Наш герой Вадим Алексеич сделав поправку на ветер, густоту чащи и непроходимую скаутскую лень, математически точно высчитал место рядом с тропинкой, по которой неминуемо должны были красться скауты, участвующие в игре. Там-то и устроил хитрый еж свою коварную засаду. Не прошло и часа, как чуткое ухо Вадима заслышало на тропке осторожные шаги будущих жертв. Подождав, когда те подойдут совсем близко, наш герой, бесшумно появившись из своего укрытия, произнес зловещим шепотом, срывающимся на крик: - "Spaceman!!!" (Если кто не в курсе, то это рефрен столь запавшей всем скаутам в лагере песни "Манго-Манго"). Каково же было удивление Вадима, когда вместо ожидаемых скаутских чертыханий в ответ он услышал только "Ох!" мужским голосом и "Ах!" женским. Нетрудно догадаться, что ночными путниками оказались абсолютно посторонние люди, поведение которых было, впрочем, адекватно обстановке. Остается только удивляться тому, что дело обошлось без вызова скорой помощи. Так вот, оценив создавшуюся непростую ситуацию, дабы утешить обалдевающих представителей внешнего мира, Вадим произнес гениальную фразу: "Это я. У нас игра". Не думаю, что состояние пострадавших сильно улучшилось после подобного объяснения, но пробурчав нечто невразумительное, они побрели по тропинке дальше.

Оставив за кадром размышления о том, что могли делать или искать эти люди в такое время в ночном лесу (в любом случае, не думаю, что в этот раз они достигли своей цели), можно закончить повествование следующим: Когда игра завершилась мы все собрались возле костерка на конечной точке и, как всегда, делились впечатлениями. Невдалеке на той же тропинке было видно две сидящих две фигуры. Судя по всему, от всего произошедшего они еще не отошли. Но вот, насилу поднявшись с земли и осторожно проходя мимо скаутского сборища, мужчина уважительно-настороженно протянул :"Ну у вас и игры..." Пожалуй, это была достаточно лестная оценка нашего скаутинга, учитывая вышеизложенную ситуацию.


А вот - украинский скаутский клуб "Земноморье"

Днепропетровск, Украина

Название клуба мы взяли из нашей любимой книги-фэнтези замечательной американской писательницы Урсулы Ле-Гуин. Наш скаутский ролевой клуб - это тоже маленькая мирная страна, со своими народами, законами и традициями. Мы любим веселиться, играть в разные игры и много путешествуем.

Клуб "Земноморье" совсем небольшой. Нас всего около 30 человек. Но каждый стоит нескольких потому, что:

Во-первых, мы скауты, и каждый из нас много знает и умеет, владеет несколькими скаутскими специальностями. Как и у всех скаутов, у нас есть скаутская форма и скаутские галстуки. Мы проводим скаутские лагеря и еще много всяких интересных мероприятий;

Во-вторых, мы играем в ролевые игры. И не просто играем, а играем так, как принято у настоящих "ролевиков";

В-третьих, мы ходим в категорийные туристские походы и участвуем в соревнованиях как настоящие туристы;

Еще мы издаем свою собственную газету;

Единственное, чего у нас нет, так это спонсоров. Поэтому все, что мы делаем, мы делаем своими руками из того, что у нас есть.

Клуб существует на правах скаутского кружка при Доме творчества детей и юношества Амур-Нижнеднепровского района города Днепропетровска.

Нас можно найти по адресу: г. Днепропетровск, ул. Путиловская, дом 7, комната 18 (это в районе перекрестка проспекта Правды и улицы Калиновой). Там мы бываем по вторникам и четвергам с 16:30 до 20 часов и по воскресеньям с 10 до 14 (если конечно не носимся в это время где нибудь по лесам и горам или не изображаем кого то в ролевых играх).


Ну и напоследок забугорный скаутский хит сезона -

"КОНЦЛАГЕРЬ"

(буржуйская ролевая игра скаутов Дании)

Родители около ста шестидесяти датских детей были удивлены, когда узнали, что их чада в возрасте от одиннадцати до четырнадцати лет играли в "концлагерь" в скаутском лагере в городе Конгеаадал. По правилам игры, дети изображали "евреев" и прятались от "гестаповцев", которых играли взрослые. Декорациями "концлагеря" была символика Третьего рейха на школьных окнах. А на школьном дворе была изображена надпись "Arbeit macht frei" ("труд делает свободным"). Этот лозунг размещался над входом в Освенцим. Игру изобрели члены отделения датской скаутской организации. Ее представитель Джес Имер заявил, что "не намеревался этой игрой кого-либо обидеть".


Примечание: все скаутские материалы найдены в интернете.

Может быть, скауты и не моделируют игровые миры так активно, как российские Клубы Ролевых Игр (КРИ), тут задачи организаций все же разнятся, но то, что скауты и им подобные сто лет назад начали проводить и проводят сегодня настоящие ролевые игры на природе - это факт.

MVT12
КЛФ "Цивилизация Гэйм"
Г.Сыктывкар