Ролевые игры в эпоху культа личности Сталина

Ролевые игры в эпоху культа личности Сталина


Сталин

"И не такие странности в Стране Чудес случаются!
В ней нет границ, не нужно плыть, бежать или лететь-
Попасть туда не сложно, никому не запрещается, -
В ней можно оказаться - стоит только захотеть".
(Владимир Высоцкий)

Профессионально занимаясь историей своего региона, внезапно обратил внимание на воспоминания фронтовиков-участников Великой Отечественной войны о том, как и во что они играли в детстве. Удивился. Удивитесь и вы, ибо ролевые игры были, есть и будут!

Ветеран Великой Отечественной войны Республики Коми Николай Ватаманов в 2005 году вспоминает о предвоенном детстве на страницах районной газеты "Наша жизнь" (орган печати администрации МО "Сыктывдинский район" Республики Коми, райцентр село Выльгорт): "Учились мы в Выльгорте, в одной школе, ходили пешком всей школой в город на кинофильм "Чапаев", а потом каждый мастерил себе деревянный пулемет "Максим", шашку, винтовку и в деревне было шумно от мальчишеских военных игр. У каждого мальчика была заветная мечта сдать нормативы на четыре оборонных значка. И с какой завистью мы смотрели на тех, кто были полными кавалерами, имели значки "Юный Ворошиловский стрелок", БГТО - "Будь готов к труду и обороне", ПВХО - "Противовоздушная и химическая оборона", БГСО - "Будь готов к санитарной обороне". Всей компанией мы просмотрели шедшие перед войной патриотические фильмы: "Если завтра война", "Александр Невский", "Суворов", о героях гражданской войны. А звучавшие в них песни не позабылись и до сих пор".

Итак, время действия: мрачные годы кровавого (а может, хорошего такого?!) диктатора Сталина.

Экипировка подростковых игр в 1935 году (дата условна; фильм "Чапаев" был снят в декабре 1934 года): сабля, винтовка, наган (предположительно), станковый пулемет марки "Максим" - все из дерева. Кстати, сделать деревянный пулемет "Максим" со щитком наверное довольно сложное предприятие, попробуйте как-нибудь и убедитесь сами.

Сюжет игры: военное противостояние красных и белых времен российской Гражданской войны (по мотивам кинофильма "Чапаев" и не только). Интересно, как распределяли роли в игре (конкретно: кто играл за "белых")? Может быть, дети красных партизан и колхозных активистов выступали за "красных", а сынки кулаков и матерых единоличников - за "белых"? Жаль, этого уже не узнать. Между прочим, помимо "Чапаева" подростки смотрели в сталинские времена и другие фильмы, тот же "Александр Невский" например. Возможно, что после просмотра последнего из дерева тут же изготавливалось уже другое оружие: мечи, копья и щиты. И вперед, стенка на стенку: Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!

Место действия - игровой полигон под селом Выльгорт, что в семи километрах от столицы Коми республики Сыктывкара.

"И в деревне было шумно от мальчишеских военных игр..."! Видали, какие ролевухи закатывали наши деды в детстве!

Только не надо здесь говорить, что это не ролевые игры, а уличная стихия. Игра есть игра, и не важно, организована она оргкомитетом по историческому моделированию или проводится дворовой ватагой мальчишек во время летних каникул. Главное, что выполняются все условия ролевых игр (их всего два): действие игры разворачивается в нереальном мире, имеется сюжет.

Остается покопаться в литературе, чтобы посмотреть, а во что играли в других регионах России в сталинское время. Возьмем, к примеру, известнейший автобиографический роман Михаила Алексеева "Драчуны", изданный еще в брежневские времена. Кстати, это уникальное произведение о жизни советской деревни в 1930-е годы, единственный в СССР, в котором изображался голод в колхозном селе. Каким образом его пропустила в свое время советская цензура - загадка. Но вернемся к нашим ролевым играм.

Место действия - Поволжье.

Позволю себе длинную (и не к месту, но зато хорошо раскрывающую мир пацанов тех лет) цитату из "Драчунов": "Тридцать четвертый и тридцать пятый отпечатались в моей памяти тремя событиями, взвихренными именами Павки Корчагина, Чапаева, челюскинцев и их спасителей. Ночи напролет мы, то есть я, Васька Мягков, Федька Пчелинцев, Минька Архипов, Колька Маслов, Петенька Денисов-Утопленник (Гриньки Музыкина не было среди нас, исчез куда-то вместе с братьями Жуковыми), от зари до зари сидели за большим нашим столом и по очереди читали страницы удивительной книги; некоторые главы перечитывали по нескольку раз и знали их наизусть, знали теперь хорошо и то, что "самое дорогое у человека - это жизнь, и ее надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за мелочное прошлое, чтоб, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества...".

А теперь, внимание! Далее идет описание ролевой игры (называемой автором "серьезной") в 1934 году: "О челюскинцах и их спасителях мы узнали в поле, где сражались с осотом, молочаем и другим злющим сорняком, и орали "ура" до хрипоты, когда последний челюскинец был снят со льдины и вывезен не то Водопьяновым, не то Леваневским, не то Каманиным, не то Ляпидевским или Молоковым на Большую землю. От великой радости мы не слышали даже зуда в ладонях, не чувствовали и усталости, просили бригадира, чтобы оставил нас на поле и ночью. Поздней осенью, когда Кочки покрылись достаточно прочным льдом, разбили там лагерь и назвали его челюскинским; в течение всего дня спасали девчонок, исполнявших по нашему настоянию роль пассажиров с "утонувшего корабля", - ребятишки были, конечно, летчиками; поскольку идея этой серьезной игры принадлежала мне, то мне и предоставлено было право первым выбрать для себя имя героя-летчика. Не знаю уж почему, но выбор мой пал на Водопьянова - потому, может быть, что он оказался моим тезкой. Потом в черной бурке, "точно демоновы крылья летевшей по ветру", ворвался в наши дни и навсегда покорил Василий Иванович Чапаев...".

Итак, 1934 год (катастрофа парохода "Челюскин" в Северном Ледовитом океане произошла в феврале 1934 года, спасение "челюскинцев" завершилось в апреле 1934 года). Есть литература (книги и газеты) и кинофильмы о героях и их похождениях. Конечно, это совсем другие книги, другое кино, да и герои абсолютно другие, чем сейчас. Но их влияние на юные умы вызывает один и тот же результат: ролевая игра.

Несмотря на тяжелый деревенский быт, бесконечную работу на колхозных полях, подростки находили время на игры. И это были не народные фольклорные игры типа "побежал-поймал", а (повторюсь) настоящие ролевые игры со стандартным набором: моделируемый мир (в конкретных примерах либо Гражданская война в России, либо спасение парохода "Челюскин"), сюжет, экипировка (деревянное стрелковое оружие), герои (Чапаев, Водопьянов и др.) + действие разворачивалось на свежем воздухе (то бишь полигоне).

Выстраивается целая историческая цепочка зарождения и развития ролевых игр в стране: дореволюционные скаутские и неорганизованные подростковые индейско-трапперские игры - предвоенные колхозные игры в "Чапаева" и "челюскинцев" эпохи Сталина - пионерские военно-спортивные игры "Зарница" и "Орленок" - снова индейские игры советских индеанистов - фантастические игры КЛФ - современное Ролевое Движение.

Жаль, что в российских архивах нет такого фонда, как "Досуг" с подразделом "Ролевые Игры". А то можно было бы целую диссертацию накатать на тему "История Ролевой Игры в России", заказав архивные документы...

MVT12
КЛФ "Цивилизация Гэйм"
г.Сыктывкар