Кто мы? Ролевики или толкиенисты?

Поскольку статья обещает получиться длинной, а длинные статьи, как правило, не читабельны, вкратце изложу самое главное.

Эта статья адресована, прежде всего, МАСТЕРСКИМ ГРУППАМ И <РУКОВОДИТЕЛЯМ КОМАНД> западного региона и Дальнего Востока, а также всем тем, кого волнует судьба ХИ и ролевого движения не как явления, а как цельного образования.

Автор статьи - Финогенов Александр (Фродис). Для тех, кто со мной не пересекался - король Гондора на ХИ-96. Я пишу <от имени и по поручению> <старых> мастерских групп сибирского региона (от Урала до Иркутска)

Краткое содержание: на Сибконе-2003 принято решение о проведении ВСЕСОЮЗНОЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ в 2004 году по нетолкиеновской тематике (в 2004 игра по А.Сапковскому). Нам кажется, что данная игра ДОЛЖНА СМЕНИТЬ ХИ (кстати, название может быть и оставлено). Мы надеемся, что те, кто заинтересован в судьбах ХИ, выслушают наши аргументы и, либо присоединятся к нам в деле обновления ХИ, либо убедят нас в ошибочности наших суждений.

Ну, поехали! Разговоры о том, что ролевые игры вырождаются, что движение уже не то, а ХИ - и подавно, не то, что <в наше время> и т.п. идут уже достаточно давно. Я хочу, чтобы была понятна моя позиция по этому вопросу - я НЕ СЧИТАЮ, что движение вырождается, и уж подавно не считаю, что прекратилось развитие ролевых игр. Об этом можно много говорить, но не это тема данной статьи. А вот проблема ХИ, по-моему, реально существует. Но обо всем по порядку.

1. Игра по Толкиену.


Как это ни странно звучит, но сам МИР ТОЛКИЕНА ПРОТИВОРЕЧИТ ДУХУ КНИГ ТОЛКИЕНА. Если вдуматься, то книги Толкиена (а как ни крути ХИ, и в изрядной степени движение, возникли именно на <Властелине Колец>) описывают поход отряда хранителей - существ вырванных из своего окружения и занятых проблемами судьбы мира. Эти проблемы понимают десятка три иных существ во всем Средиземье. В книгах нет мира, которым живут большинство его обитателей. Что делают гондорцы во время, свободное от гордого задирания головы, да и где в книгах гондорцы (народ, а не стражи цитадели)? Почему большинство народов, кроме Рохана, с опаской относятся к Светлым Рыцарям Запада? Только ли потому, что эти народы ленивы, нелюбопытны и опасаются всего чуждого? Что едят эльфы, кроме здравура; и где они это берут? Чем они вообще занимаются кроме танцев в своих лесах? Список вопросов без прописанных в тексте ответов можно продолжать до бесконечности. Игры по другим Эпохам принципиально не меняют ситуации - мы дети <Властелина Колец>. В нас вечно первое <запечатление> и слава Богу, потому что именно Толкиен во многом сделал нас теми, кто мы есть.

Мир КНИГ Толкиена создал ХИ такими, какие они есть:
Такая игра была хороша на начальных этапах - пара дней для двух-трех сотен человек. А сейчас? Доколе мы будем топтаться на месте? Нет, я вовсе не хочу сказать, что не было удачных попыток смоделировать мир Толкиена. Были, и не одна, многие ХИ заслуживают восхищения идеями, но: Даже те люди, которые восхищаются идеями, считают необходимым заметить, что <это, конечно, совершенно не Толкиен>. Кстати, сейчас в движение пришла волна людей, знакомых с творчеством Толкиена по фильмам, а не по книгам (думаю, не надо объяснять, что они по-разному передают <дух Толкиена>). Мой вывод из всего вышесказанного: СОЗДАТЬ ХОРОШУЮ ИГРУ ПО ТОЛКИЕНУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НЕВОЗМОЖНО.

И здесь я первый раз задаю вопрос, вынесенный мною в название статьи: так кто мы такие - Ролевики или Толкиенисты, если мы (вдумайтесь) получаем удовольствие от удачных идей и ходов на ХИ, признавая что <конечно не Толкиен, но:>? Поймите, я сам не только участник, но и один из организаторов первых ХИ, они мне дороги как немногим из читающих эту статью (и, может быть, поэтому именно я должен задать этот вопрос). ХИ - юность ролевого движения, так НЕ ПОРА ЛИ ВЗРОСЛЕТЬ И ДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ? Может, пора мастерским группам Всесоюзной игры и центральной игры сезона думать не о том, как бы интерпретировать Толкиена, чтобы в это можно было сыграть, а о том, как сделать хорошую игру?

2. Ролевая игра


Перейдем теперь от вопросов толкиенистики к вопросам ролевой игры. Из всего вышесказанного, я думаю понятно, почему ХИ стали такими, какими мы знаем их сегодня. На мой взгляд, ХИ выглядят следующим образом. В основном на игре представлены три основные группы игроков: <ключевые роли>, <пушечное мясо> и <дивные эльфы>. (Здесь, как и далее, я буду немного утрировать, так что просьба не воспринимать статью как личные оскорбления).

Убогий мир получается, друзья мои!!! Из всех слоев населения мы моделируем только военных, причем даже не армию (хоть и кричим об этом), а некие <бандформирования>, ищущие с кем бы подраться. Государства состоящее из <королей> и армий - убого, если всерьез задуматься, а ведь не единожды Гондор, например, состоял исключительно из пограничной стражи и гвардии Белой башни. Ну и какие государственные интересы могут быть у такого <государства>? Как можно склонять на ту или иную сторону <людей> такого государства? Может быть, мы просто не умеем играть и делать игры? Да нет, новые и интересные игры проходят в различных регионах страны с завидной регулярностью. Что же нам мешает сделать ХИ настоящей игрой? Попытки были и не безуспешные, но.: Во-первых, это неизменно приводило к потере <духа Толкиена> (о чем говорилось выше), а во-вторых (увы), сложилась ТРАДИЦИЯ. Слишком много людей ЗНАЮТ, какими должны быть ХИ и что такое дух Толкиена на самом деле. Придерживаясь традиций, можно быть уверенным в том, что к Вам на игру приедут и не сильно обмануться с ожиданиями. ТРАДИЦИИ ВСЕГДА СТРАШНО МЕНЯТЬ, У СМЕНЫ ТРАДИЦИЙ ВСЕГДА МАССА ПРОТИВНИКОВ, НО МОЖЕТ БЫТЬ ВСЕ- ТАКИ ПОРА?!

Обратимся к <дивным>, а их, между прочим, с каждым годом все больше, поскольку к традиционным <танцующим эльфийкам> добавились всевозможные истинные гномы, темные адепты, правильные хоббиты и т.п. Конечно, можно отнестись к ним с традиционным презрением, но давайте разберемся. Да, среди них действительно есть <психи ненормальные>, но большинство-то отнюдь не из этой категории. Большинство таких игроков - это люди, которые в книгах Толкиена увидели не время всеобщей войны, в которую играют на ХИ (кстати, не такой уж и всеобщей, если честно), а кусочек мира, в который им бы хотелось поиграть - ощутить чинность эльфа, мрачную красоту мира гномов и т.п. С кем играть? С марширующими армиями? В какой мир? Мира-то и нет!!! Так какие же к ним претензии. Если задуматься, то нет ничего странного в том, что человек, пытающийся <в меру своего разумения> жить жизнью отрешившихся от мира эльфов, не приходит в восторг от <игрового> взаимодействия с человеком, чей девиз: <Встали, позавтракали, вынесли Лориэн>. Странно как раз другое - почему человек, который год делает доспехи и учится махать мечом, считает себя менее ущербным, чем человек, который год шьет костюмы и учит эльфийский язык? Только потому, что первым нужны другие <игроки> чтобы <всех победить>, а вторым эти <всех победить> мешают? СМЕШНО!!! Может все же пришло наконец ВРЕМЯ ИГРЫ? Ибо сегодня для БОЛЬШИНСТВА игроков ХИ - это гибрид фестиваля и олимпийских игр (причем современных, где все средства хороши).

Ну и, наконец, последняя категория: <ключевые ролевики>. Вот тут-то, как раз все относительно хорошо: придумываются новые игротехнические модели, разрабатываются новые концепции и т.д. Можно сказать, что именно для этой категории игроков ХИ - РОЛЕВАЯ ИГРА. Казалось бы хоть ну тут все хорошо. Все, да не очень! Эту категорию составляют в основном так называемые <лидеры ролевого движения>, они же по очереди являются мастерскими группами ХИ. Данная статья, в первую очередь, обращена именно к Вам, друзья мои! Лидерство обязывает, ребятки. Я думаю, что Вы- то меня понимаете, Вам есть с чем сравнивать, поэтому я надеюсь, что Вы либо поддержите меня, либо объясните в чем я не прав.

3. Всесоюзная игра


Ну и последнее. Как ни крути, ХИ - центральная игра сезона, а при сегодняшней экономической ситуации в стране она фактически остается последним стержнем, обеспечивающим целостность ролевого движения. Это само по себе порождает ряд вопросов.

Первый вопрос - вопрос игровой культуры. Проведение ХИ 1990-2002 годов, в силу причин, о которых я только что говорил, привело к сильному дисбалансу в ее развитии. Безусловно, возросло качество изготовления ВСЕЙ игровой атрибутики (от костюмов до оружия). Активно развивалась боевая техника и боевые правила. Вместе с тем культура соблюдения правил вообще и особенно массовых сражений находится <ниже уровня городской канализации>. Пример: на ХИ-91 возникла проблема <неубиваемого Брасида> - в 1993 ему фактически пришлось уйти из движения, а сейчас мы имеем СПИСОК таких <колобков> и НЕСКОЛЬКО КОМАНД , про которых точно известно, что они хлюздят; и все просто воспринимают это как данность. Год команды готовятся всех порвать (хотя это почему-то называется подготовкой к игре), при этом некоторые <капитаны> учат своих людей обходить правила, выдавая это за игровые подвиги. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НАСКОЛЬКО ЭТО СПОСОБСТВУЕТ СПЛОЧЕНИЮ РОЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ ? Между тем, на игре типа ХИ такое развитие просто закономерно (а что еще делать, если мы год ждем драки, и каждый считает себя крутым).

Второй вопрос - вопрос самоопределения. Несмотря на все перечисленные проблемы - ХИ самая массовая игра сезона. Почему? Если потому что это <центровая игра> ролевого движения то это одно дело, если же, потому что именно Толкиена народ любит больше всего и на него едет то совсем другое! И здесь уместно второй раз задать вопрос, вынесенный в заголовок статьи: так кто же мы такие, в первую очередь, Ролевики или Толкиенисты? И на этот вопрос каждый должен ответить сам, ибо, если большинство из нас все- таки Толкиенисты, тогда вся моя статья это философский треп, если же нет:.

Если же нет, значит, нам нужна ИНАЯ ИГРА, и смена тематики отнюдь не цель, а просто вынужденная мера, но по странной иронии судьбы, именно смена тематики и вызывает больше всего вопросов. Что за игра?: Впрочем, как говорил Вильгерфорц, <песок уже почти весь пересыпался>, поэтому о том, какой мы видим новую всесоюзную игру и почему мир Сапковского больше для нее подходит, мы поговорим в следующий раз, а пока: вопросы поставлены, и на них нужно получить ответы!