Как водить по Нове.

Постановка задачи

Один мой друг задал вопрос настолько типичный, что я не удержался и написал в ответ целую статью. Вопрос звучал так:

 


Представим ситуацию: Заходит наш крутой перец в салун, залупается на бармена - и видит наставленные на него 30 револьверов. Тут у мастера начинается задница. Сказать игроку, что он мертв - неинтересно, он у нас типа крутой ганфайтер, да и в кино сколько раз видели крутые эпизоды, откуда герой выходил с честью. Мы же водим не реал-лайф. Но обсчитывать по любой схеме 31 стреляющего удолбка - этож гемор на пол-ведра кубиков и компьютер под боком. К тому же по закону вероятности героя завалят. Проблема?


Самое смешное, что в разных системах действительно предусмотрены специальные странные, совершенно убогого вида инструменты работы с данной ситуацией. Как то героические броски, навык Dodge, карма-пул, отсчет противников как крестьян нулевого уровня и даже еще более странные и забавно смотрящееся протезы мозгов игрока. Единственное приемлемое решение здесь дает Киберпанк, в котором герой просто имел такую останавливающую силу брони, вшитой под кожу везде, включая голову, что он мог себе это позволить, хоть и с определенным риском, в конце концов револьвер по максимому не так много и снимает. :)

Однако мы хотим водить не фантастику, а вестерн в стиле Тарантино. Что же, приступим.

Главный герой, который попал

Первое, что должен сделать наш "герой", это как можно осторожнее убрать руки от оружия, напрячь все свое обаяние, вежливость и в первую очередь все свои социальные навыки, и очень осторожно попытаться объяснить присутствующим, что он немного погорячился, что он признает, что он действительно сын лошади и осла, и что он сейчас сам съест этот бифштекс, потому что он думал, что это был его бифштекс. Обратите внимание, у него реально есть шанс, потому что если бы эти ребята действительно хотели его убить, его бы уже убил тот чувак, который выиграл инициативу и первый из 30 человек наставил на него ствол.

Однако допустим, что наезжашливость у нашей жертвы выше интеллекта в сумме с обаянием, и он с его -3-им обаянием (а на чем же еще экономят приличные ганфайтеры) не справился и нарвался еще и на всех 30 хороших ребят с револьверами. Вы удивитесь, но даже после этого у этого дебила еще есть шанс. Логично ожидать, что все 31 револьвер двойного действия с не взведенным курком, более или менее однотипные. Это значит, что перед выстрелом рука у стрелка немного пойдет вверх, а курок пойдет назад на два сантиметра чтобы только после этого произвести выстрел. Для внимательного ганфайтера все вместе, это даст примерно пол секунды, чтобы спасти свою шкуру. Обычно в системах это не предусмотрено, поэтому я пользуюсь мастерским произволом и даю этому ушлепку предпринять полудействие или мув эквивалент, потому что даже такой недоносок имеет право погибнуть в свою инициативу. В Нове все это, конечно, учтено, но мы разберемся с этим потом.

Итак, этот кретин понимает, что в него сейчас полетят пули и изо всех сил бросается под стол, заодно опрокидывая его. И в него действительно летят многочисленные пули, потому что стреляющие не профессионалы.

И он еще будет пытаться отстреливаться, надеясь хоть немного уменьшить количество противников, кидаясь в них бутылками по навесной траектории, чтобы хоть как-то отвлечь внимание. И атака будет продолжаться до тех пор, пока пуля из мягкого свинца не прилетит под неожиданным углом, и не ударит как тяжелый раскаленный в кузнице молоток. Пока не брызнет кровью разрываемая ужасающим давлением мышца, и пуля не пройдет дальше в ногу и не наскочит на берцовую кость которую сломает и разобьет на множество мелких острых осколков, сама при этом сминаясь, приобретая ужасную корявую форму и колоссальную скорость вращения. И когда сплющенный кусок свинца вылетит в сторону, вырывая собой красный брызгающий во все стороны ошметок мышцы, он еще успеет удивиться, ведь секунду назад с той стороны еще никого не было. (2dmg => -2 to all checks). Как вдруг другая пуля скользнет случайно по ребрам срывая с корнем красивые рифленые и прокачанные мышцы, заляпывая волокнами липкого мяса из нутрии весь сюртук (+1dmg => -3 to all checks). И когда постыдный, срывающийся вопль дикой боли вырвется между сжатых судорогой губ (Will check failed), и он еще попытается в последнюю секунду стрельнуть в сторону врага, движимый лишь безотчетным страхом и уже не надеясь ни во что попасть, поглощаемый одним только ужасным и совершенно реальным чувством беспомощности, вселенского космического бессилия что-либо предпринять, именно в этот момент, когда ничего так не хочется больше, как закричать на всю вселенную: "так нечестно, я так не играю", именно в этот момент он почувствует жаркое прикосновение, кажущееся уже скорее благословением, и он еще успеет почувствовать, как раздвигаются в стороны мышцы тренированного обаятельного пресса, и там, куда его целовала та женщины войдет бессовестная пуля, наматывая на себя кишки и обрывки лопнувшего мочевого пузыря.

А потом этот игрок перенапылится и никогда, никогда больше не будет так делать. Но он может, например, еще обидится на мастера и уйти. И, слава богу, потому что я не люблю водить глупых недалеких людей.

Говорят что я жестокий мастер. Странно, с чего они это взяли, у него же был реальный шанс. :)

Провести то же самое по Нове.

Теперь посмотрим как отыграть этот эпизод со всеми возможными деталями пользуясь системой Нова и своими мозгами. Нет, сначала мозгами, и только потом системой Нова. Да, и еще вам пригодится хотя бы немножко здравого смысла.

Шаг 1. Проверка социальных навыков.

В общем то описанная ситуация является стандартной для проверки социальных навыков, так что можно просто открывать правила на соответствующем месте и использовать. В деле может сгодиться практически все что угодно: дипломатия, этикет, торговля, можно попробовать даже запугивание, но для этого нужно быть неестественно крутым и желательно заранее обзавестись нехорошей известностью в данной местности. Самым полезным безусловно окажется актерское мастерство, потому что позволит вам самозабвенно разливаться соловьем на автомате, а самому тем временем судорожно искать выход из ситуации лишь с небольшими минусами. Кстати, специальные навыки типа "подавление агрессивности" также будут особенно уместны.

Чтобы увеличить свои шансы следует учитывать что люди в принципе были миролюбиво настроены до вашего прихода, скорее всего они сегодня еще не выпили достаточно чтобы хотеть кого-то пристрелить за просто так, если у них такая сплоченная большая компания, то можно попробовать обратится к дружеским чувствам или попроситься присоединиться к их веселой компании. Все это может сильно разрядить ситуацию. Наконец можно понадеяться, что если вы будете выглядеть достаточно униженно, они решат на эту тему позабавиться, и, по крайней мере, не будут стрелять, пока не утратят к вам интереса.

В случае успешного чека вы можете пытаться развивать успех или поспешно ретироваться. Более интересно, что происходит, когда вы проигрываете чек.

Подготовка к началу боя

Во-первых мастер должен отсчитать данную ситуацию честно без поблажек той или иной стороне. Только так вы сможете получить самое полное удовольствие. Если мастер лишит игрока права попытаться, особенно если это в принципе возможно, он будет авторитарным самовлюбленным глупцом, неспособным выйти за рамки примитивных фантазий. У такого мастера лучше вообще не водиться. Если мастер будет делать поблажки игроку это еще хуже. Мало того, что трудно придумать что-либо более унизительное для игрока, чем выжить из-за чьей-то жалости или еще хуже из-за сострадания к вашей глупости и слабости. Так к тому еще у игрока будет формироваться совершенно неправильное представление о том, что можно делать, а что нельзя. Такие вождения обычно идут с нарастающей деградацией игрока и приводят к печальным результатам. У меня на глазах не так давно два гнома напали на элитный кавалеристский отряд охраняющий важный артефакт. Так эти "гнумы" так и не поняли что же они сделали неправильно, и решили в конце концов, что у них были слабые доспехи, а мастер с ними нечестно поступил. В общем, я надеюсь, мы договорились, что мы играем честно. В конце концов, правила для того и нужны, чтобы разрешать конфликтные и сложные ситуации.

Если вы драться не умеете, а пистолет взяли потому что он положен по роли, то самое время застрелится сказав на прощание красивую фразу. Предположим, что вы умны, решительны и все еще надеетесь выкрутится. Если вы не шавка подзаборная, а опытный ганфайтер, вы еще в середине разговора начнете готовиться к возможным проблемам. В частности поставитесь на карте салуна вместе со всей толпой противников и тщательно проанализируете ситуацию. При этом ваш персонаж осмотрится как бы невзначай обращаясь со своими аргументами к кому-нибудь стоящему более или менее сбоку. Для этого нужно выбрать удачный момент, чтобы неожиданно не словить пулю с той стороны, в которую вы сейчас не смотрите.

Кстати если вы увидите на карте салуна нелогичность, которую мастер случайно допустил, то можете смело указать на нее мастеру. Хороший мастер вам будет благодарен, потому что для него все происходящее еще более серьезное испытание, чем для вас, из которого очень важно выйти достойно. Наконец это важно просто, потому что именно эта маленькая деталь может спасти вам жизнь. Вполне может оказаться что дверь так странно расположена не по ошибке, а потому что стена рядом совершенно бумажная, как многие стены в Америке и просто прыгнув вы сможете оказаться на улице.

Ну допустим простых путей спастись не обнаружилось. На карте вы найдете "вполне приемлемое укрытие" и прикинете путь к нему. Кроме того, все 31 человек скорее всего не смогут стрелять по вам, во-первых они будут мешать друг другу закрывая линию огня, во вторых, им будет очень сильно мешать многочисленная мебель, и наконец опасность попасть друг в друга будет им мешать сильнее всего. Кому же захочется неудачным выстрелом обидеть 29, а если не повезет совсем, то даже 30 человек? Учет всех этих факторов позволит вам выбрать укрытие и способ перемещения туда дающий вам максимальные шансы.

Завершив планирование своего последнего боя вы как бы невзначай, не прекращая убалтывания окружающих проверите навык "тактика" (страшные отрицательные модификаторы за одновременные действия одним и тем же органом - головой), если повезет, вы сможете получить отзыв мастера о том, какие из ваших хитростей враги скорее всего распознают, каким будут активно противодействовать, а если вам очень сильно повезет мастер даже может быть укажет на факторы, которых вы раньше не заметили.

В порядке подготовки к бою можно еще рискнуть передвинутся поближе к укрытию, замаскировав это действие испуганным видом, словами типа "Эй ребята, вы чего, не надо я уже и так в штаны наложил". При этом надо двигаться спиной вперед и не в коем случае не смотреть туда, куда собираетесь переместиться. Только нужно помнить, что это всегда рисковая игра, и если кто-нибудь из присутствующих поймет смысл ваших действий или воспримет ваши слова как провокацию, все может кончится очень быстро.

Начало боя

В конечном счете, бой начнется тогда, когда решите вы. Либо по окончании проверки соц.навыка, когда станет ясно что все плохо, либо в момент, когда вы решить действовать, либо когда вы ляпните что-то вопиюще нарывачливое. Наконец в случае, если вы просто надоедите зрителям вместе со всеми вашими увертками.

Бросаться в укрытие первому, конечно можно, особенно если вы чудом выиграли инициативу у всех, но все же это довольно расковано. Конечно, неплохо, опередить противников, если вы догадаетесь о нужном моменте по лицу мастера, вытянувшемуся после того как вы сморозили очередную глупость. У ковбоев в салуне на лицах скорее всего будет такое же выражение.

Однако правила предлагают более выполнимый вариант. Помните правила известной ганфайтерской игры на улицах с выхватыванием пистолета и стрельбой. Тот, кто слишком торопится, имеет недурной шанс проиграть. Вот с точки зрения опытного ганфайтера я бы посоветовал вам дождаться момента, когда первый из противников сорвется и начнет стрелять. Для этого пропускайте единички инициативы по одной до тех пор, пока не увидите, что один из противников совершает действие. Обычно человек решающий выстрелить, и перед этим долго стоявший с револьвером наголо, делает это не вдруг, а сначала приподнимает револьвер, слегка прицеливается, прищуривается, чтобы вспышка выстрела не била по глазам, чуть напрягается, ожидая грохота выстрела в замкнутом помещении. Короче даже если не учитывать пресловутого самовзводного спускового механизма двойного действия у вас все равно остается более чем достаточно возможностей засечь начало выстрела. Это даже не говоря о том, что нормальному ковбою будет очень трудно удержаться от какой-нибудь красиво фразы на прощание.

Собственно не нужно изобретать Америки. Просто воспользуйтесь правилом ответного действия и переместитесь за одну единичку инициативы на один метр, так чтобы к концу перемещения быть целиком и хотя бы частично за преградой. Так вы получаете вполне реальный шанс, уйти от первого выстрела, который в этой преграде может и остаться. В следующую инициативу, которая наступит сразу после этого (в момент выстрела у вас отставание всего на 1 единицу), вам следует полностью уйти за прикрытие, например, перевернув стол и заслонившись им от врагов. Основная масса пуль пойдет в препятствие. Так что если вы будете действовать четко и решительно то, скорее всего, отделаетесь вообще без ранений. Если стреляющий будет выдавать себя не слишком явно, мастер может потребовать от вас проверки внимательности. Вот этого нужно всеми силами избежать или хотя бы максимально повысить свои шансы, например, объявить что особенно тщательно следите за наиболее нервными или раздраженными субъектами в толпе, и за ее лидерами. Это даст вам определенные плюсы при проверке внимательности. До +3, а если вы сможете безошибочно выделить того единственного человека, который будет стрелять первым, то даже до +6.

Мастеру в этой ситуации следует напомнить, что если 30 ковбоев от души развлекаются глядя на эту картину и заняты этим уже пол минуты, то, скорее всего, они на будут стрелять вот так вот вдруг. Для того чтобы разорвать ситуацию потребуется либо какое-то событие, например, особо неудачная фраза, падение кружки на пол, либо у кого-то одного не выдержат нервы, но такой будет только один.

Теперь вы спрятались в укрытии, и вам противостоит очень большое количество врагов. Что с этим делать.

Ведение боя

Во-первых, мастеру следует определится, на сколько профессиональны многочисленные ковбои и насколько продумано и агрессивно они будут действовать. Если это спаянная банда ганфайтеров, с большим опытом, то скорее всего огонь по столу откроют не более 2-3 человек, а остальные будут откладывать действие, пытаясь подловить момент, когда вы высунетесь. В этой ситуации одной из лучших стратегий будет попытка сдаться. Потому что хорошая спаянная банда будет пытаться еще и одновременно двигаться, пытаясь обойти ваше укрытие. Вспомните специальные отряды полицейских из фильмов. Один-два человека ведут неплотный прикрывающий огонь, большинство держат ваше укрытие на прицеле, чтобы открыть огонь, как только вы высунетесь, и двое-трое обходят ваше укрытие стараясь не шуметь и не мешать друг другу. Даже если вы заметите обходящего и выстрелите в него, что мало вероятно, учитывая, что за единичку-две до его появления в поле вашего зрения по вам откроют шквальный прикрывающий огонь, даже в этом случае вы истратите 6 единиц инициативы и сможете только беспомощно наблюдать, как второй обходящий с отрывом в одну единичку выдвинется в поле зрения на 1 метр и холоднокровно выстрелит вам в лоб. Ваше отставание составит 4 единицы, вы даже моргнуть не успеете. Ну, тут еще можно, конечно попробовать резкие рывки под прикрытием огня от укрытия к укрытию и дальше на улицу, хотя, сами понимаете...

Рассмотрим не настолько безнадежный случай. Предположим, что бар набит большим количеством обычных ковбоев, которые, кто во что горазд, будут действовать самостоятельно и не слишком продумчиво. Скорее всего, большая часть, человек 20-25 просто будет пытаться открыть огонь по столу, надеясь пробить его и зацепить вас в укрытии или рикошетом и только небольшая часть вдумчивых ребят будет вас подлавливать.

Сначала рассмотрим как отыгрывать те 25 человек, которые стреляют по столу. Легко посчитать сколько должно выпасть на кубиках чтобы пуля достигла своей цели.

  1. Вы для стрелков полностью невидимы за столом, к несчастью стол невелик, стойка бара была бы много привлекательнее, так что -6. Они просто стреляют в стол, не зная где именно за столом находитесь вы. Дистанция огня меньше средней, но не в упор, так что +3. Итого ковбоям нужно выкинуть 15 при отрицательном итоговом модификаторе -3. Значит, на кубиках плюс атрибут плюс навык должно быть 18. Это у нас вполне таки рядовые ковбои, как мы договорились. Ловкость у них примерно 4, но они ковбои в стршных прериях, где бегают индейцы, поэтому каждый из них профессиональный стрелок, значит, навык по стрельбе из Смит&Вессона у них тоже 4. Да плюс то что вы там за столом скорячились и полулежите, даст вашему персонажу еще несколько шансов, приписав к стрельбе ковбоев еще -2. Итого на двух кубиках должно выпасть 12. Это в принципе не много для такой толпы стрелков.
  2. Если бы все было так просто, например вы бы прятались не за столом, а за бумажной ширмой, то примерно каждая восьмая пуля находила бы цель, и собственно и все. Но вас, в результате всех предварительных маневров, разделяет толстый дубовый стол, рассчитанный на ежедневные кабацкие драки. Рейтинг брони этого стола 8, это больше чем у фанерных стен салуна. А так как примитивный кольт на убогом порохе, даже не смотря на свой дикий калибр, наносит в базе всего 8 повреждений, да еще за счет мягких пуль имеет бронепробиваемость -2, то получается что простое попадание, без превышения никакого вреда не наносит. Пуля застревает в столе. Понятно, что чтобы нанести хоть какой-нибудь вред пуля должна удачно попасть в щель стола или еще как-нибудь, например, рикошетом от чего-нибудь. С системной точки зрения пуля будет наносить вред только при попаданиях с превышением 5 и больше. То есть если на кубиках выпало меньше 15 вы можете не беспокоится, пуля либо не попала, либо не пробила стола.
  3. Теперь мастер может садится и преспокойненько загибая пальцы кидать два кубика кучу раз. Вероятность попадания 8-9% грубым счетом. Половине стрелков линия огня будет перекрыта всякими препятствиями. Еще треть от оставшихся пожалеет патронов в не слишком многозарядном кольте и станет стрелять начиная со второго-третьего залпа. Короче примерно полпули-пуля на излете за залп нашему герою достанутся. Что поделаешь, такова жизнь в первую очередь это значит, что нужно торопится с результативными действиями, потому что через 5-6 залпов за столом будет уже очень дырявый ганфайтер. Пока мастер кидает, а звук падения кубиков об стол как раз напоминают попадание пуль в другой очень похожий стол, у игрока появляется время тщательно все обдумать. Ну и конечно нужно с содроганием сердца следить за мастером каждый раз, когда у того выпадает шестерка.

Что можно предпринять? Ну, вы можете планомерно уменьшать количество оппонентов, предпочтительно за счет желающих подойти поближе или обойти со стороны. Вот только для этого нужно высунутся из-за стола, а этого делать почему-то не хочется. С точки зрения опытного камикадзе я бы рекомендовал следующее.

Во-первых, для начала наиболее изобретательные ковбои объявят, что будут стрелять по выступающим деталям героя, появляющимся из-за стола. Я бы для начала слегка высунул над столом шляпу. Если в шляпу в определенный момент попадает пять пуль, значит ваша хитрость удалась √ все умники отстрелялись и имеют теперь отставание от вас в 6 единиц. Можно совершенно безопасно высунуться из-за стола совсем в другом месте (1 единица). И выстрелить по ближайшей цели, одновременно засовываясь обратно за стол. Значительные минусы за одновременные действия с лихвой компенсируются вашей относительной безопасностью, а если вы с такого расстояния не сможете попасть в подкрадывающегося к вам еще одного умника, даже вместе со всеми минусами, значит вы не ганфайтер а продавец мороженого. Обратите внимание, если в вашу шляпу попала всего одна пуля значит ваш маневр разгадан, враги успешно объявили и выполнили проверку внимательности и высовываться нельзя. Иначе оставшиеся четыре пули застрянут у вас в физиономии. Важно также понимать, что если появление вашей физиономии совпадет как раз с началом очередного залпа, то кто-нибудь из упорных столодробителей может объявить и выдержать проверку внимательности, переместить внимание на вашу физиономию и его пуля будет вашей.

Во-вторых, когда умники решат не поддаваться на глупые провакации, будет очень уместно выставить из-за стола, ствол второго револьвера и выстрелить в их сторону и чуть в верх, так чтобы пуля попала желательно куда-нибудь в витрину за спиной бармена. В случае неудачной проверки внимательности умники могут решить, что вы в них стреляете и открыть огонь туда, откуда вы это предположительно делаете. Как и в прошлый раз пятикратный выстрел в стол или непосредственно над ним предупредит вас, что можно безопасно высунуться и уменьшить количество особо смелых ковбоев еще на одного. Опасности в точности такие же, как и в прошлый раз.

В-третьих, очень неплохого результата можно добиться, если кинуть по навесной траектории из-за стола бутылку виски в противника. Вы, скорее всего, ни в кого не попадете, но если все точно подгадать, то наученные горьким опытом умники будут очень внимательны. Когда бутылка разобьется они смогут, наконец, выкинуть внимательность (в таких условиях ее слепой выкинет, наверное), и успеют заметить как бутылка разбивается на части. Мало ли что там за бутылка надо обратить внимание. Пока они будут обращать внимание вы сможете высунуться из-за стола и еще раз сделать свое грязное дело. Если конечно один из умников не объявит, что не отвлекаться ни на что кроме вашей рожи (в этом случае успешный чек внимательности будет означать что он вас подсек в момент появления и в следующую единицу инициативы вы стреляете одновременно). Но об этом варианте луче не думать конечно большая часть вас будет скрыта за столом, но лучшая то как раз будет торчать наружу.

В-четвертых, мало ли что вы придумаете в четвертых. Главное всех подловить. Очень удачным ходом, например, будет метнуть во врагов динамитную шашку с зажженным фитилем. Вам то терять все равно нечего, а они такое оружие внутри своего собственного бара применять, скорее всего, не станут даже против вас.

Развязка боя

Каким бы вы изобретательным и удачливым ни были рано или поздно вас достанут их просто слишком много и это нужно понимать. Если это понимают и они, значит ваше дело совсем плохо. Лучшими выходами из ситуации могут быть:

  1. Бегство с поля боя под прикрытием всяких хитростей.
  2. Отстрелив несколько наиболее бесшабашных активиста предложить продолжить переговоры. Понятно, что из-за стола вам для этого выходить не требуется. Опять же сработает естественный отбор. Выживут более осторожные противники.
  3. Применив все возможные хитрости очень изо всех сил бросится в окно одновременно стреляя с обоих стволов во все стороны. Вы в праве рассчитывать, что при удачном стечении обстоятельств в вас попадет не более одной пули, и, имея высокий атрибут Выносливость, вы имеете шанс эту пулю пережить более или менее.

В крайнем случае, вспомните, чем заканчивается классический вестерн "Буч Кеседи и Сандерс Кит" или "Бони и Клайд" или┘

Знаете, у меня такое странное ощущение что они все этим заканчиваются.